16 марта в Астане состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств России, Турции и Ирана. Главным вопросом повестки дня стало подведение итогов трёхстороннего сотрудничества с момента первой встречи по Сирии в Астане 23–24 января 2017 года. Стороны отметили приверженность дальнейшему взаимодействию, приветствовали достигнутый прогресс в борьбе с терроризмом и в работе состоявшихся восьми раундов переговоров, обмолвились о следующей встрече в мае.

Однако последние события в Сирии демонстрируют обратное — рекламируемый мирный процесс зашёл в тупик и категорически нуждается в перезагрузке. Нуждается в перезагрузке и сам «астанинский формат» переговоров.

Тупик «Астаны»

Совместная пресс-конференция министров иностранных дел России, Ирана и Турции по Сирии. Астана, 16 марта 2018 годаФото: flickr.com/МИД РоссииСовместная пресс-конференция министров иностранных дел России, Ирана и Турции по Сирии. Астана, 16 марта 2018 года

Изначально переговоры в столице Казахстана были призваны закрепить режим прекращения огня, установленный в соответствии с договорённостями, подписанными ещё 29 декабря 2016 года. «Астана» должна была стать местом прямого диалога между режимом Асада и оппозицией в соответствии с требованиями резолюции № 2254 Совбеза ООН.

Этого добиться не получилось прежде всего потому, что Дамаск и Тегеран игнорировали договорённости, касающиеся установления в Сирии перемирия. Представители повстанческих группировок во втором раунде «Астаны» отказались признавать Иран в качестве страны — гаранта перемирия, считая роль ИРИ в сирийском мирном процессе исключительно деструктивной. После того как режим Асада продолжил наращивать масштабы военных операций вместо соблюдения перемирия, сирийская оппозиция отказалась участвовать в «третьей Астане», хотя в российской прессе это подавалось как отказ оппозиции от мирного урегулирования под давлением внешних сил.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Тем не менее странам-гарантам уговорами и обещаниями удалось сохранить «астанинский формат» — прежде всего за счёт подписания меморандума о создании «зон деэскалации». С этого момента переговоры, по сути, были привязаны к реализации соглашений по «зонам». Однако сразу же возникли непреодолимые сложности с их имплементацией. Российской стороне пришлось заключать отдельные договорённости с оппозиционными фракциями Восточной Гуты и Хомса в Каире и Женеве или же вообще выводить «зоны деэскалации» из «астанинского формата», создавая новые площадки с собственными механизмами контроля и странами-гарантами. Это касается «юго-западной зоны деэскалации», гарантами которой являются Россия, США и Иордания.

При этом определение самих границ «зон деэскалации» постоянно переносилось, то есть их нельзя было считать в полной мере «сформированными», что открывало для Дамаска и его союзников широкие возможности для манипулирования этими договорённостями — для проведения военных операций. В ходе шестого раунда переговоров было достигнуто соглашение о вроде как оформлении «зон деэскалации», но оно носило характер всего лишь «декларации о намерениях». В реальности основой этого соглашения стали договорённости о разделе на сферы влияния «зоны деэскалации Идлиб». С этого момента сам смысл существования этих «зон деэскалации», а с ними и всего астанинского процесса трансформируется — речь больше не идёт об установлении перемирия или же о налаживании «межсирийского диалога», а только о разделе Сирии на «зоны влияния».

Конечно, нельзя утверждать, что у Москвы или Анкары не было намерений установить в САР «твёрдое» перемирие и сделать мирный процесс необратимым, но этот подход наталкивался на серьёзное противодействие Тегерана и Дамаска, которые увидели в мирных инициативах способ внести раскол в оппозицию и достигнуть тем самым решающей военной победы. РФ и Турция не смогли или не захотели противодействовать подобному подходу.

В частности, Анкара постаралась использовать ситуацию исключительно в собственных целях. За счёт разделения Большого Идлиба на сферы влияния, а в действительности сдачи части территории «зоны деэскалации» Асаду, Турция, наконец, оказалась способна решить вопрос курдского кантона Африн.

Зондаж намерений Турции

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Akin Celiktas Dha

Соответственно, после окончания операции в Африне и «демаркации» собственного «протектората» в Идлибе путём развёртывания военных подразделений и создания мониторинговых пунктов можно предположить затухание интереса Анкары к дальнейшей работе в рамках астанинского процесса. Не исключено, что на переговорах министров иностранных дел трёх стран-гарантов в Астане Россия и Иран пытались убедить Турцию сохранить своё полноценное участие в этом трёхстороннем формате, а также прозондировать возможные изменения подхода Анкары к сирийскому урегулированию.

Дело в том, что на 19 марта назначены американо-турецкие консультации по выработке дорожной карты по Сирии. Хотя мероприятия были отложены из-за перестановок в руководстве американского Госдепартамента и ЦРУ, речь об их отмене не стоит. В частности, на них будет решаться судьба Манбиджа, Ракки и других арабских территорий к востоку от Евфрата. В случае согласования позиций можно ожидать существенного сближения подходов Вашингтона и Анкары по Сирии и начала нового этапа их взаимодействия. Вероятно, речь может идти о приведении всей существующей оппозиции, как протурецкой, так и проамериканской, к «единому знаменателю». Иначе сложно представить, под какое управление будут передаваться те же Манбидж и Ракка.

В случае выхода Турции из активного участия в трёхстороннем формате и её сближения с США позиции России и Ирана в Сирии будут значительно ослаблены. Если же к этому турецко-американскому альянсу присоединится Иордания, то можно будет говорить о начале формирования вдоль всех сирийских границ «пояса безопасности», находящегося под контролем сирийской оппозиции.

Естественно, в такой ситуации Россия и Иран пытаются заинтересовать Анкару продолжением взаимодействия с ними в рамках трёхстороннего формата. Во многом при посредничестве турецкой стороны стало возможным оказывать воздействие на сирийскую оппозицию. Прежде всего — на фракции на северо-западе Сирии.

В то же время при нынешнем подходе Асада и его союзников к сирийской оппозиции у Анкары фактически не остаётся инструментов влияния, чтобы заставить её принять участие в анонсированных Москвой «мирных инициативах» — это стало ясно в ходе проведения Конгресса межсирийского национального диалога в Сочи. Хотя Турции всё-таки удалось привезти в Сочи представителей оппозиционных фракций, но те всё равно отказались участвовать в мероприятии.

Подход Москвы может быть прагматичнее

ИдлибФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/HandoutИдлиб

Несмотря на жёсткую линию Москвы в отношении сирийской оппозиции, проявившуюся в ходе кампании в Идлибе и Восточной Гуте, в российском руководстве, по-видимому, осознают негативные последствия бескомпромиссной поддержки Асада в его линии по окончательному искоренению сирийской оппозиции силовыми средствами. Срыв сирийского мирного процесса также приведёт к потери доверия к РФ среди государств Персидского залива, отношения с которыми стали выходить на качественно новый уровень. Кроме того, будет подорван имидж страны, способной играть посредническую роль и в других конфликтах, например, в Ливии или Йемене.

Вероятно, Москва пытается предпринять определённые усилия для сохранения основы сирийского мирного процесса. В частности, по информации просаудовского издания Asharq Al-Awsat, Россия настроена прекратить операцию и заморозить ситуацию в Восточной Гуте после разделения анклава на три «кармана» — на основании договорённостей с «Джейш аль-Ислам» регион должны покинуть боевики запрещённой в России «Нусры»/«Хайат Тахрир аш-Шам». Переговоры с «Файлаг ар-Рахман» по поводу вывода боевиков ХТШ из подконтрольных ему районов идут сложнее. Иран и Дамаск здесь выступают за полную зачистку всех трёх оппозиционных анклавов Восточной Гуты, то есть всего, что осталось от «зоны деэскалации».

Министр иностранных дел РФ Сергей ЛавровФото: flickr.com/МИД РоссииМинистр иностранных дел РФ Сергей Лавров

Однако российская сторона может попытаться направить усилия на другой пригород Дамаска — лагерь Ярмук, где по-прежнему находится крупная группировка террористического «Исламского государства» (запрещено в РФ). А решение проблемы Восточной Гуты ввести в рамки диалога в Астане. Возможно, об этом шла речь на переговорах глав МИДов трёх стран-гарантов за закрытыми дверями.