В Пекин начинают прибывать лидеры постсоветских среднеазиатских стран, дабы коллективно обсудить с китайскими товарищами перспективы бурно развивающегося экономического и инфраструктурного сотрудничества.
Повторяется московский саммит по случаю Дня Победы?
Еще год назад в том же составе соседи совещались в режиме онлайн. Ныне же после снятия всех ковидных ограничений лидеры шести государств впервые намерены встретиться коллективно лицом к лицу. Еще до совместного заседания в городе Сиань (18–19 мая) у всех президентов, за исключением туркменского, недавно побывавшего в Китае, будут личные встречи и переговоры с Си Цзиньпином. В некотором смысле повторяется недавний московский импровизированный саммит по случаю Дня Победы. Но если в Москве такой слет носил, скорее, символический характер отдания дани памяти и констатации новейшей совместной истории, то в Китае речь подробно будет идти о вещах более прагматичных — взаимной торговле, инвестициях китайцев, о развитии инфраструктуры Нового Шелкового пути, известного как «Один путь — один пояс».
Почему ни одна страна не может остаться в стороне от нового раскола мира
Как считается, уже прошлый саммит дал свой эффект, поскольку с начала года зафиксирован рост совместного торгового оборота почти на 37%. Однако, по сравнению с годом минувшим, в мире начались те самые тектонические изменения, влияния которых не может избегнуть уже ни одна страна. В частности, резко растет напряжение в американо-китайских отношениях, в центре которых проблема Тайваня, которое выливается в американских традициях в попытки наказать Поднебесную санкциями. Причем кульминация такого нарастающего противостояния явно впереди.
Станут ли государства постсоветской Средней Азии надежным китайским тылом

В этой связи китайцам явно хотелось бы обсудить с центральноазиатскими лидерами нюансы новой геополитической обстановки и понять, насколько эти государства, находящиеся под все более настойчивым политическим прессингом Соединенных Штатов, могут считаться их надежным тылом. Соответственно, и визитеры должны лишний раз оценить для себя риски оказаться между двух центров силы, двух огней. Понять, чем они рискуют и что могут выиграть в большой игре, становясь на сторону одного из мировых гегемонов.
А в том, что американцы будут постепенно требовать от постсоветских стран не только присоединяться к антироссийским санкциям, но и к мерам воздействия на все более решительный Китай, нет никаких сомнений. Тем более что одной из целей коллективного Запада является конструирование ситуации, при которой «в час Х» возникнет возможность отрезать китайцев от стабильных источников поставки сырья. В том числе и от среднеазиатских партнеров.
Какие у Пекина есть рычаги вразумления соседей
Собственно, в России мы видим половинчатую позицию казахстанского президента Касым-Жомарт Токаева, который, уже официально уступая американцам и опасаясь ведения против его страны вторичных рестрикций, практически блокирует импорт товаров в интересах северного соседа. В Пекине эту тенденцию прекрасно видят, а потому, видимо, готовы к откровенному разговору на этот счет. Тем более что у китайцев есть весьма эффективные рычаги вразумления соседей, включая и их сильную задолженность перед кредиторами Поднебесной.
Словом, саммит в городе Сиань прояснит многие вопросы, в том числе те, что напрямую затрагивают и российские интересы.