15 декабря 2017 в 08:39

Стать самовыдвиженцем в России

Почему Владимир Путин предпочёл быть беспартийным

Фото: АГН «Москва»/Сергей Киселев

На своей пресс-конференции президент сообщил, наконец-то, что от него давно ждали: на свои четвёртые выборы главы государства он пойдёт как независимый кандидат-самовыдвиженец. Некоторые политаналитики увидели в таком решении ослабление его интереса к стержню нынешней политической системы «Единой России». Однако партия эта, построенная сверху, служит, скорее, для жёсткого контроля над российским чиновничьим классом, а потому остаётся решающим фактором государственной стабильности. И своим участием в работе её съезда 22–23 декабря Путин эту роль подтвердит.

А что касается статуса самовыдвиженца, то своим выбором президент решает целый комплекс текущих задач.

Прежде всего, следует помнить, почему выборы были назначены именно на 18 марта 2018 года. Не только ради броской комбинации 18/18. Это очередная годовщина возвращения «Крыма и Севастополя в родную гавань». Самого яркого для большинства из нас события начала нынешнего тысячелетия, которое позволило добиться редкого для нынешней России консенсуса всех политических сил, за исключением откровенно космополитических.

А раз так, то на финише смелое путинское решение будет неоднократно ещё упомянуто, как доказательство суверенного и патриотического курса действующего президента, поддержанного абсолютным большинством избирателей. На таком фоне, конечно, выигрышнее Путину представать президентом, не ограниченным какими-то партийными рамками. Он президент глобальных судьбоносных решений. Президент, исправляющий исторические несправедливости.

Во-вторых, есть основания полагать, что Путин будет единственным самовыдвиженцем, который реально примет участие в выборах. Остальные «инициативники», видимо, не смогут собрать триста тысяч безупречных подписей. Да многие и заявили о своих президентских амбициях, чтобы хоть недельку да попиариться. Остальные реальные участники президентского марафона пойдут от своих традиционных, поднадоевших избирателю партий, включая Ксению Собчак, примкнувшую к «Гражданской инициативе». Естественно, по контрасту Владимир Путин будет выглядеть реальным надпартийным национальным лидером, который в своих решениях апеллирует непосредственно к российскому народу, а не к партийным бюрократам.

Кроме того, Путин не зря упомянул своё желание опираться на разные общественные организации. Такой подход позволяет расширить рамки избирательной кампании, а заодно продемонстрировать, что в стране уделяют повышенное внимание разного рода НКО, строящим свою деятельность на принципах развития гражданского общества и укрепления духовных скреп. То есть тем организациям, что не ориентируются на «западных кукловодов».

Вполне вероятно, что Путин 4.0 действительно готов укрупнить состав условной партии власти, расширив рамки правящего класса за счёт представителей различных политических сил, которые пока, в лучшем случае, довольствовались постами губернаторов в отнюдь не самых важных регионах.

Может быть сформировано правительство национального единства с программой действий, так или иначе включающей предложения как левых, так и правых. Возникнут основания говорить о синергетическом эффекте власти. В конце концов, работает же во главе ФАС член руководства партии «Яблоко». И работает эффективно.

Словом, объявленный статус самовыдвиженца позволит Владимиру Путину по ходу более гибко корректировать свою программу, перехватывая даже некоторые идеи своих традиционных оппонентов.

P.S. 15 декабря Верхняя палата Федерального собрания РФ объявила об официальном начале президентской кампании. Теперь партии могут проводить съезды для выдвижения своих кандидатов, регистрировать в Центризбиркоме свои предвыборные штабы.

Михаил Щипанов
Михаил Щипанов