Российские власти стали сомневаться в действующем президенте Венесуэлы Николасе Мадуро. В Кремле высказывают определённые опасения, что лидер Боливарианской Республики будет не в состоянии удержаться у власти, сообщает Bloomberg со ссылкой на несколько источников.
Официально Москва вместе с Пекином поддержали Мадуро в его противоборстве с оппозиционером Хуаном Гуайдо. Однако помимо публичных заявлений существуют разногласия по поводу целесообразности его поддержки. Виной тому — ситуация в экономике Венесуэлы, близкая к катастрофе. Невозможность решения копившихся годами проблем подрывает доверие к Мадуро у венесуэльцев. Кроме того, военные, которые в большей массе пока остались верны действующему президенту, вряд ли пойдут на прямое противостояние с населением. В этой связи Мадуро остаётся связанным по рукам, так как не может в полной мере использовать военную силу.
Конечно, Мадуро давно мог бы применить силу, разогнав оппозицию, и взять под стражу главу парламента Гуайдо. Но последний заручился поддержкой США, и любой неосторожный шаг в этой ситуации может привести к тому, что Вашингтон, заполучив долгожданный предлог, сможет прибегнуть к военной операции, чего очень ждёт. Подтверждал готовность Штатов сам Дональд Трамп — он сказал, что такой исход событий не исключён.

Заместитель директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников заявил News.ru, что Россия в первую очередь поддерживает законно избранную власть в Венесуэле.
«Российское руководство поступает правильно, предложив посреднические услуги в урегулировании конфликта между Мадуро и оппозицией. Никто не заинтересован в перерастании конфликта в гражданскую войну», — сказал Калашников.
По его мнению, поддержка Мадуро Москвой довольно крепкая, и чтобы потерять её, он должен перестать быть законно избранным президентом. При этом не стоит забывать, что Каракас — должник. Согласно подсчётам Reuters, Венесуэла задолжала нам порядка $17 млрд. И, по всей видимости, РФ есть что терять в этом регионе. Хотя Гуайдо и отмечал, что готов взять ответственность за все долги и выплаты по кредитам, процент доверия к нему по-прежнему небольшой и в его персоне многие видят лишь популиста.
Человек, который никогда не говорил «нет»
В свою очередь руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что в Мадуро сейчас сомневаются все, кто симпатизирует Венесуэле и настроен против США. Он довольно своеобразный человек, имеющий репутацию политика, который ни разу не сказал «нет» Уго Чавесу, так как всегда был согласен с линией президента.
«У него нет никакого серьёзного интеллектуального багажа, ему не хватает где-то и характера. А также знаний в экономике, как, впрочем, и самому Чавесу, который является первоначальным виновником того, что происходит в Венесуэле сегодня», — сказал Колташов.
Эксперт напомнил, что Чавес убрал экспертов, советовавших развивать хоть какое-то обрабатывающее производство, а также выдвигал во властные структуры кадры типа Мадуро.
Но положение таково, что именно команда Мадуро представляет сегодня венесуэльскую нацию. В числе его провалов — попытка стабилизировать денежную систему, а именно фантастическое обесценивание боливара, которое является одной из причин и выражением кризиса в стране.

У Мадуро, отмечает собеседник портала, остаётся не так много вариантов — он должен ликвидировать мятеж, не оглядываясь на то, будет ли это демократичным в полной мере или нет. На его стороне огромное количество граждан, которые боятся опасных перемен в жизни после того, как Вашингтон установит контроль над Каракасом. И эти опасения обоснованы.
С другой стороны, Мадуро должен сконцентрировать реальную власть в своих руках — республике нужна жёсткость в политике и мягкость в экономике. И среди первоочередных вопросов в экономике — проблема обесценивания денег.
«Нужно прекратить эмиссию и перестать делать ставки на какие-то криптовалюты. Необходимо идти по очень консервативному пути. Например, выпустить в обращение серебряный боливар, у которого будет стоимость и он будет самоценен. Нужно вернуть доверие к деньгам», — сказал Колташов.
Кроме того, считает эксперт, нужна максимальная либерализация внутренней торговли и предпринимательства. Это необходимо для того, чтобы люди могли начать своё дело, и экономика стала бы тогда гораздо более рыночной. То есть по сути это НЭП — политическая диктатура и экономическая свобода. А у Мадуро сейчас всё наоборот.
«В экономике — попытка как-то регулировать и иметь что-то похожее на социализм, а в политике — неописуемая демократия, которая в условиях такого политического кризиса работает на американцев. Я не вижу для Мадуро иного выхода, кроме как на политическом уровне всё взять под контроль, а на экономическом — всё отпустить, но предложить стране надёжные деньги, которые будут обеспечены своей собственной стоимостью, а не нефтью в земле», — подчеркнул руководитель Центра экономических исследований.
Такая валюта может легко вытеснить доллар с внутреннего рынка и охладить ситуацию. Руководству Венесуэлы следует предпринять шаги для сохранения социальной политики и поощрения местного производства. Если Мадуро не сможет этого сделать, сомнения перейдут уже в разочарование, а это значит, что режим нынешнего президента падёт.