По мнению тамошних аналитиков, Ракова является самым перспективным политиком поколения, рождённого в 1980-1987 годах.
Не знаю, можно ли к дамам-чиновницам отнести известный термин «серый кардинал». Между тем он идеально соответствовал бы нынешнему положению в системе управления Москвы вице-мэра, руководительницы аппарата мэрии Анастасии Раковой. Фигуры несколько теневой, мало известной рядовому москвичу, который и не догадывается, насколько её деятельность влияет на жизнь каждого из нас.
Для начала небольшой чиновничий апокриф. По заявлениям некоторых СМИ, Анастасия уже с начала 2000 годов является гражданской женой Сергея Собянина. Хотя официально это никто не подтверждал... Впрочем, это было бы и не удивительно, учитывая, что они уже почти пятнадцать лет идут вместе по служебной жизни. Так вот, в 2016-м Ракова родила второго ребёнка. Вопреки ожиданиям её тайных противников она уже через неделю вышла на работу. А затем сама отправилась в своё детище — МФЦ в Химках — для оформления всех бумаг на ребёнка.
Пришла, сидит. Время идёт. Ракова обращается к работникам: мол, сижу более 15 минут, а где же кофе? Те разве что пальцем у виска не покрутили. Когда подала документы, ей заявили, что какой-то справки не хватает. «Так закажите», — удивляется посетительница, хранящая инкогнито. Потребовала начальника, выяснилось, что «задерживается». Легенда умалчивает, были ли потом у сотрудников инфаркты. Но вошедшая в историю фраза «Я вам ... (дальше идут жёсткие непечатные выражения. — Ред.) объясняла, как надо работать, а вы тут издеваетесь!» позволяет понять многое.
Но в этом апокрифе вся Ракова: предельно жёсткая, не терпящая малейшего разгильдяйства, не лезущая за словом в карман.
Послужной список
Помню, появление Раковой в мэрии вызвало многочисленные пересуды. Особенно чиновный люд был потрясён тем, как на этаже вице-мэров были соединены два огромных кабинетных комплекса, в которых появилась игровая комната для ребёнка. Старые зубры службы улыбались, представляя, как «эта девчонка» будет общаться с убелёнными сединами служаками, ещё Брежнева помнящими. Но вскоре все они отправились кто на пенсию, кто в руководство нажитых за время службы предприятий. А кто остался, выходил из её кабинета на полусогнутых.
Из первых лиц лужковского призыва уцелел только Пётр Бирюков, за которого, говорят, заступился сам Путин: мол, без Пети Москва грязью зарастёт. Но и ему пришлось не сладко, столкнувшись со стилем Раковой. Никаких рассиживаний и перетираний. Как только вице-мэрша схватывает суть проблемы, она перебивает собеседника.
Говорят, её стиль не нравится основным «баронам» Собянина. Ни Бирюкову, ни Хуснуллину — они не привыкли к вмешательству в их повседневные дела. Конфликт с Андреем Шароновым, отвечавшим за экономическую стратегию в столице, привёл к его отставке. Но что характерно: выбранный Раковой преемник, Максим Решетников, не так давно получил пост врио губернатора Пермского края. Видимо, не промахнулась.
Резкость — резкостью, однако именно Ракова стояла за многими начинаниями, которые ставятся в актив команде Собянина: система МФЦ (ныне — «Мои документы»), голосование на сайте «Активный гражданин», вся кампания вокруг реновации с постоянной корректировкой её составляющих. И многое-многое другое.
Злые языки вообще утверждают, что функции мэра сводятся к политическим демаршам, контактам в Кремле, к разруливанию проблем с влиятельными столичными кланами. А оперативное руководство во многом на шефине аппарата. Правда, иногда, как мы видим, весьма бесцеремонное.
Впрочем, мало кто в стране может похвастаться таким насыщенным и разнообразным послужным списком, как у фаворитки «Петербургской политики».
В 24 года молодой юрист, дочь полковника стала начальником управления Законодательного собрания Ханты-Мансийского АО. Затем она первая помощница губернатора Тюмени. После перевода Сергея Собянина в Москву на пост главы президентской администрации многие в Тюмени были уверены, что именно Ракова станет его преемником. Но тандем продолжил работать и в столице.
В 2005 году Ракова — замглавы секретариата главы администрации. Затем, когда Собянин перешёл вслед за Путиным в кабинет министров, она уже статс-секретарь и замглавы Минрегиона, который возглавлял Козак. Ей прочили пост представителя правительства в Госдуме, но она становится главой правового департамента правительства. Без её автографа не выходил ни один правительственный документ.
И — вице-мэр, заместитель мэра в правительстве Москвы. К слову, ещё при Медведеве-президенте Ракова была включена в сотню президентского резерва.
Кто-то уже успел пошутить: если Ракова такая успешная, почему бы ей, а не светской Собчак, не противостоять Путину на выборах? Другие уверены, что она — типичный второй номер.
Впрочем, в 41 год у Анастасии многое впереди. С таким характером в России не потеряться.