Вашингтон видит в запрещённой в России террористической группировке «Исламское государство» (ИГ) союзника в деле смены политического режима в Сирийской Арабской Республике, считает глава МИД РФ Сергей Лавров. Заявление было сделано во время пресс-конференции по итогам переговоров с португальским коллегой Аугушту Сантушем Силвой в Лиссабоне. Часть экспертов согласилась с главой российского дипведомства, а часть категорически против такой постановки вопроса.
«Госдепартамент на днях заявил, что ИГ пока не побеждена, и для того, чтобы победить ИГ, главным предварительным условием является смена режима в Сирии. Подтверждается моя догадка о том, что ИГ рассматривается американцами как оправдание своего военного присутствия в Сирии и чуть ли не как союзник в борьбе против сирийского режима. То есть главная задача сейчас — опять сменить режим, а не победить ИГ», — подчеркнул глава российского дипломатического ведомства и добавил, что у США, очевидно, есть «скрытая повестка дня в Сирии».
На территории, которую контролирует сирийское правительство, остались отдельные очаги сопротивления, считает Лавров. При этом «основной игиловский очаг находится под контролем Соединённых Штатов», добавил министр.
«В районе населенного пункта Эт-Танф, где США абсолютно нелегитимно присутствуют, была создана зона, которую они контролируют, и внутри которой находится печально известный лагерь беженцев "Эр-Рукбан". Внутри этой 55-километровой зоны находится несколько тысяч бандитов, которые почему-то рассматриваются США как неприкосновенная группа лиц, позволяющая американцам предъявлять оправдания своего дальнейшего присутствия на сирийской территории», — цитирует Лаврова ТАСС.
По просьбе News.ru, эксперты поделились своим мнением относительно взаимоотношений между США и ИГ. Взгляды спикеров радикально разошлись.
Кирилл Семёнов, начальник центра исламских исследований, Институт инновационного развития
Я не знаю, на чём основано заявление главы нашего МИД — разве что на желании навязать определённые стереотипы населению. США борется с «Исламским государством». Американцы поддерживают сирийские демократические силы. В САР продолжается военная операция, в которой военные США вместе с курдскими формированиями ведут борьбу с ИГ. Мало того: американцы сыграли ведущую роль в победе над ИГ. С их помощью были взяты Мосул, Ракка, Фаллуджа и многие другие населённые пункты. США никогда не рассматривали ИГ в качестве союзников, этого не было. Был период, когда США поддерживали умеренную оппозицию, сирийских курдов, сирийские демократические группы. Но никогда не поддерживали ни «Исламское государство», ни группировки, связанные с «Аль-Каидой». Это группы у них находятся в списках террористических организаций, так же, как у нас. США сейчас не заинтересованы в смене режима в САР. Они готовы потерпеть Асада. Американцы как минимум ничего не делают, чтобы демонтировать режим Асада. После сделки по химическому оружию 2013–2014 годов они отказываются предпринимать какие-то усилия. Если оппозицию всё это время активно поддерживали Саудовская Аравия, Турция, Катар, то американцы практически переориентировались исключительно на борьбу как раз с «Исламским государством», а не на борьбу с Асадом. Наступление мира в Сирии во многом сейчас будет зависеть от способности России договориться с Турцией. Ситуация вокруг Идлиба, скорее всего, будет такой, какой она была после переговоров в Сочи. Там будут вестись работы по созданию демилитаризированной зоны, и если Россия и Турция будут по-прежнему придерживаться этой линии, то, наверное, мир удастся сохранить. Но при этом надо понимать, что и Башар Асад, и его союзники в лице Ирана хотели бы как можно скорее решить проблему Идлиба силовым путём. Затягивание вопроса с восстановлением власти Асада на всей территории Сирии чревато последствиями. На Иран давят американские санкции, и неизвестно, сможет ли он через год, например, оказать какую-либо помощь Асаду. Также глава государства очень опасается, что Россия может заключить какие-то закулисные договоры с американцами. Остаться без помощи России и Ирана означает, что проблема Идлиба не будет решена. И поэтому режим Асада заинтересован в том, чтобы поскорее решить её силовым путём.
Александр Гусев, директор Института стратегического планирования
США на протяжении последних нескольких лет поддерживают ИГ. Это совершенно очевидно и доказательно. Что свидетельствует об этом? Во-первых, американские военные из тех зон, где шли достаточно кровопролитные бои с войсками Башара Асада, выводили террористов и членов их семей в более безопасные места. Например, тот же Идлиб, последний анклав ИГИЛ и ИГ — организаций, запрещённых и в нашей стране, и в США. Из Идлиба было выведено американцами около 30 тыс. боевиков. Сейчас их там примерно 37 тыс., с членами их семей, с детьми. Как можно расценивать позицию США в Сирии? Только как провокационную. Власти на словах заявляют, что они борются с ИГ, но на деле выводят боевиков из-под удара. Это политика двойных стандартов. Второе: американцев в Сирию никто не приглашал. Если Россия имеет мандат доверия со стороны президента САР, то американцы там находятся незаконно, вне всяких правовых норм. По сути дела, США воюют на стороне ИГ, а не на стороне войск САР. Американцы в Сирии организовали свою коалицию, и по их подсчётам в неё входит около 65 стран. И, если от всего абстрагироваться, то, по существу, в Сирии идёт противостояние США и России. Воюют две коалиции — одну возглавляют США, другую — Россия. Что касается ИГ, то для всех уже очевидно: если бы американцы их не поддерживали, то с ними давно бы уже расправились, стёрли в порошок, в пыль, в песок. От ИГ не осталось бы мокрого места. Поэтому я абсолютно согласен со словами Сергея Лаврова — США делают из ИГ союзника.