Кто бы мог подумать, Союз журналистов суверенного Казахстана присудил свою премию основателю Telegram Павлу Дурову. Причём формулировка не менее удивительна, чем сам акт премирования: за противодействие цензуре и вмешательству государства в переписку граждан.

То, что Казахстан относится к самым демократичным странам мира, ни у кого, понятное дело, не вызывает сомнений. Равно как и то, что местный журналистский союз в своих решениях абсолютно автономен и не согласовывает свои действия с государственными кураторами. И не надо улыбок. Давно замечено, что чем больше некое государство предпринимает действий, которые, скажем так, вызывают искреннее удивление в соседней России, тем больше шансов у его правителей повысить свой рейтинг демократичности, скрупулёзно составляемый далеко за океаном.

Акция в поддержку Telegram, Москва, 2018Фото: Global Look Press/Anton BelitskyАкция в поддержку Telegram, Москва, 2018

Между тем премия Дурову, вошедшему в открытый клинч с российскими органами, — это просто новая деталь, небольшой штрих не слишком радостной картины развития российско-казахстанских отношений.

То казахстанский представитель воздержится при голосовании по резолюции, предложенной Россией после ракетной атаки западных союзников против Сирии. И это при том, что Казахстан формально — наш ближайший союзник, член ОДКБ, то есть страна, связанная с нами обязательствами в области взаимной безопасности. Однако после решения о предоставлении американским военным права использовать порты Казахстана на Каспии удивляться и такой позиции в ООН вовсе не приходится.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Президент Казахстана Нурсултан НазарбаевФото: Global Look Press/EuropaNewswire/Luiz RampelottoПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев

То уже официально несменяемый лидер страны Нурсултан Назарбаев, елбасы, выступая на казахском, неизменно говорит о том, что в рамках империи казахи чуть не потеряли свой язык, культуру и обычаи. Выходит, правда, что бывший партийный секретарь сам много лет содействовал таким потерям. Но, видимо, теперь живущие, как мы догадываемся, без цензуры местные журналисты не могут скрыть радости, что в их переписку, благодаря Дурову, никто не полезет. Если только эту переписку ещё до отправки не придётся предъявлять заранее на одобрение компетентным органам.

Тем более что и переписываться им, видимо, придётся не на кириллице, наследии тёмного прошлого, а на латинском алфавите, который лучше передаст тонкости казахской фонетики. Естественно, что всё делопроизводство будет переведено на латиницу. А тот факт, что в кириллическом гетто останутся многие достижения культуры, включая и важнейшие научные работы, местных работников пера и клавиатуры, объединённых в союз, не волнует в принципе.

Они, видимо, чётко усвоили посыл лидера, что между Россией и Казахстаном не может быть политического союза. И по мере сил стремятся соответствовать новым реалиям.