USD  66.0081 EUR  75.3218
GOLD1,222 $   Brent64.20 $ Bitcoin4,748.31 $
МОСКВА-2°C18:40
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Союз Медведя и Дракона

kremlin.ru

в мире [ версия для печати ]
В стратегическом партнёрстве Москвы и Пекина пока политики больше, чем экономики

Президент России Владимир Путин 3 сентября начинает свой визит в Китайскую Народную Республику, где примет участие в саммите БРИКС. По окончании визита он примет участие в Восточном экономическом форуме. В ходе посещения КНР запланировано много контактов, которые, впрочем, администрация президента не анонсировала. Однако ещё ни один визит президента России в Китай не был безрезультатным, как и визит китайского лидера Си Цзиньпина в Российскую Федерацию.

Политическое взаимодействие

Взаимоотношения России и Китая вышли на новый уровень стратегического партнёрства после 2014 года. Россия оказалась под западными экономическими санкциями в связи с украинским кризисом и совершила «поворот на Восток». Москва и Пекин получили в лице друг друга союзников в противостоянии давлению Вашингтона.

Россия прорвала политическую и экономическую изоляцию. Китай стал гораздо активнее в защите своих интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), получив надёжный «российский» тыл.

Две страны активно сотрудничают по линии Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Китай поддерживает Россию в её усилиях закончить гражданскую войну в Сирии, у Москвы и Пекина схожие позиции по мирному урегулированию ракетно-ядерного кризиса на Корейском полуострове. Знаковым событием стали совместные учения кораблей российского ВМФ и китайских ВМС в Восточном Средиземноморье в 2015 году, вызвавшие тревогу у командования 6-го флота ВМС США.


Экономический перекос

Четыре года назад президент Путин обозначил рубеж в экономических взаимоотношениях двух стран — довести товарооборот до 100 млрд долларов. В 2016 году объём торговли между РФ и КНР составлял 69,52 млрд (для сравнения, товарооборот КНР с Германией в 2016 году — 170 млрд), в первое полугодие 2017 года он достиг почти 40 млрд. То есть небольшой рост, но до 100 млрд ещё далеко.

Однако, по оценке министра экономического развития РФ Максима Орешкина, товарооборот между РФ и КНР к 2020 году может достигнуть 200 млрд долларов при условии сохранения экономического роста в РФ и КНР и снятия торговых ограничений между ними. Но пока нет прогресса в переговорах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем о строительстве зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках сопряжения китайского «Экономического пояса Шёлкового пути» и ЕАЭС.

Проблема товарообмена состоит в том, что Россия экспортирует в Китай почти исключительно сырьевые товары — нефть, газ, металл, лесоматериалы, минеральное сырьё, удобрения. Наращивать объёмы таких поставок невозможно до бесконечности (всё зависит от потребностей покупателя), к тому же их рост зависит от мировых цен на сырьё.

Китайцы же завалили российский рынок своим дешёвым ширпотребом, при этом такие же российские товары в Китае неконкурентоспособны из-за их высокой цены. Дальнейший рост товарооборота в таком ключе только закрепит «сырьевой» статус России в экономике Китая, который переходит от экспорта товаров к наращиванию экспорта инвестиций, производственных мощностей и услуг.

Китайский бизнес инвестирует в России в основном в энергетические и сырьевые проекты, где легко и с минимальным риском можно заработать. Российские компании, представленные на китайском рынке, фактически незаметны на фоне американских.

США остаются главным экономическим партнёром Китая. В 2016 году общий торговый оборот с Китаем американские власти оценили почти в 650 млрд долларов, при торговом дефиците США около 310 млрд. Объявленная президентом Дональдом Трампом «торговая война» против Китая в ответ на его экономическую экспансию ведётся пока лишь на уровне риторики и не меняет состояния дел.


Военно-технические перспективы

В начале 90-х Китай и Индия спасли российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК), масштабно закупая авиационную и другую боевую технику. Военно-техническое сотрудничество России и Китая всегда было значительным, хотя переживало период стагнации. В середине 2000-х приостановка ВТС двух стран была связана во многом с массовым клонированием китайцами российских образцов, а также с нежеланием Москвы выполнять требования Пекина на продажу не «железа», а высоких военных технологий.

После 2014 года начался ренессанс. Китай дважды стал стартовым экспортным заказчиком российской продукции. Он первым приобрёл шесть дивизионов зенитных ракетных систем С-400, а в конце 2015-го купил 24 истребителя Су-35. Конечно, здесь политики больше, чем экономики. Такая сделка укрепила стратегическое взаимодействие Москвы и Пекина.

ОПК Китая совершил за последние 20 лет гигантский качественный скачок. Но по ряду позиций он остался зависим от российского ОПК. Это прежде всего двигатели для боевых самолётов китайских ВВС РД-33 и АЛ-31Ф. Однако рано или поздно китайцы и эту проблему решат. Поэтому дальнейшее развитие технологического партнёрства России и Китая — в совместном создании новой сложной техники. И движение по этому пути началось.

Это соглашение о совместной разработке и производстве нового широкофюзеляжного пассажирского самолёта С929, который бросит вызов самолётам Airbus и Boeing, а также совместный проект по созданию тяжёлого вертолёта AHL (Advanced Heavy Lifter) грузоподъёмностью до 15 тонн на внешней подвеске. Контракт на производство в Китае с российским участием не менее 200 таких вертолётов планируется подписать до конца этого года.


самое читаемое
Другие новости
Top