Совет Европы (СЕ) рассматривает вопрос снятия с России санкций, которые были введены в связи с конфликтом на Украине в 2014 году. Как сообщила газета Financial Times, генсекретарь Совета Турбьорн Ягланд сейчас ездит по европейским столицам с предупреждениями о том, что Москва может выйти из состава организации, если её требования не будут выполнены. Возможный выход России из организации лишит россиян доступа к Европейскому суду по правам человека, в котором треть рассматриваемых дел приходится на иски к России.
По словам Ягланда, отказ Москвы от уплаты взносов в бюджет СЕ может привести к тому, что Россия добровольно или по инициативе других стран покинет организацию. При этом он опроверг утверждения о том, что российские официальные лица встречались с ним и угрожали выходом из состава организации, отмечает газета.
Как пишет FT, Ягланд добивается, чтобы европейские чиновники и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) начали обсуждение проблемы до того, как в январе ассамблея должна будет решить вопрос о восстановлении полномочий российской делегации в полном объёме или о продлении санкций. В самой ПАСЕ также идут переговоры о возможном восстановлении права голоса России, и несколько высокопоставленных представителей ассамблеи уже запустили процедуру, которая делает это восстановление возможным, пишет газета.
Оппоненты соглашения с Россией без предъявлений ей условий говорят, что это может стать прецедентом для других стран, обвиняемых в отступлении от демократии, таких как Венгрия и Польша, или Турция и Азербайджан, у которых серьёзные разногласия с СЕ.
Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал слова генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда о членстве России в этой организации, заявив, что выход РФ из СЕ — больше потеря для самого Совета Европы.
Ягланд:"Выход России из СЕ стал бы шагом назад". Это была бы крупнейшая потеря для СЕ,и не только финансовая. Гораздо бОЛьшая,чем для России
— Алексей Пушков (@Alexey_Pushkov) 26 ноября 2017 г.
Напомним, что Россия в конце июня приостанавливала выплату своего взноса в бюджет СЕ за 2017 год в связи с неучастием своей делегации в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена основных полномочий из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с РФ. В 2015 году ПАСЕ дважды рассматривала вопрос о восстановлении делегации РФ в её правах, но санкции остались в силе: Россия лишена права голоса, а также участия в работе руководящих органов ПАСЕ и её миссий по наблюдению за выборами на пространстве СЕ. В ответ РФ заявила, что приостанавливает своё участие в деятельности ПАСЕ вплоть до конца 2015 года; в январе 2016 года её делегация отказалась подавать заявку на подтверждение полномочий на тот год.
Алексей Макаркин, политолог, первый вице-президент Центра политических технологий, специально для News.ru:
На сегодняшний день идёт война нервов — Россия даёт понять, что если не будет восстановлено её полноправное участие в СЕ и её голос не восстановят, она может пойти на достаточно резкие шаги, вплоть до выхода из организации. В свою очередь руководство СЕ заинтересовано в том, чтобы Россия осталась, поскольку в Европе существует достаточно устойчивое представление: лучше со страной разговаривать, чем её изолировать, поскольку если ты её изолируешь, то стимулируешь усиление в ней антиевропейских сил, а если разговариваешь, то возможны и какие-либо компромиссные решения, если не сегодня, так завтра, если не завтра, так послезавтра, и т.д.
Кроме того, если Россия выйдет из СЕ, она откажется признавать юрисдикцию Европейского суда по правам человека. И в этом направлении кое-какие шаги уже сделаны — сейчас российский Конституционный суд фактически может отменять решение ЕСПЧ, но пока он использует это право довольно редко. Это было связано с делом «Анчугов и Гладков против России» и делом ЮКОСа.
Здесь есть два варианта. Первый — радикальный: Россия вообще выходит из-под юрисдикции Европейского суда, при этом используется аргументация британских юристов, многие из которых выступали за отказ от юрисдикции Европейского суда. В конце концов, это сейчас и происходит в Англии в связи с брекситом. Подобные аргументы могут использоваться в России. Второй вариант — расширение списка дел Европейского суда, решения по которым фактически будут отменяться Конституционным судом РФ.
Руководство ПАСЕ не хочет углубления конфликта, оно хотело бы договориться. Но есть проблема: изначально российское участие приостанавливалось в связи с позицией России по востоку Украины, и для европейцев она не изменилась. Получается, если они разрешат российской делегации голосовать, то произойдёт это, по их логике, без всяких уступок со стороны России. А в самой России слово «уступки» является неполиткорректным, мол, в начале 90-х уже доуступались, потеряли огромное количество территорий, а теперь — хватит, пусть они уступают.
В этом смысле, вне зависимости от позиции ЕС, сомнительно, что среди европейцев удастся получить большинство голосов за восстановление права голоса России в ПАСЕ.
Тем более там работает украинская и другие делегации, которые лоббируют другую позицию в отношении России. Есть интересы чиновников, а есть интересы большинства делегаций. Поэтому я сомневаюсь, что решение об отмене санкций будет принято, даже если функционеры Совета Европы дадут понять, что Россию нельзя изолировать. Повторю, для большинства в Европе это будет означать, что они ошиблись, Россия была права, а также это будет воспринято как прецедент для снятия антироссийских санкций Европой вообще. А такое признание, на мой взгляд, сейчас совершенно невозможно.
Россия может действительно выйти из СЕ?
На мой взгляд, вряд ли, даже если не будет восстановлено её право голосовать. Всё-таки это обязывающее решение, ведь если ты выйдешь, то второй раз зайти будет сложнее. Кроме того, Россия всё-таки хотела бы вести какой-либо диалог с Западом на оставшихся площадках.
То есть выход из СЕ будет означать, что Россия поворачивается спиной к Европе. А российская элита, несмотря на всю её антизападную риторику, всё-таки психологически ощущает Россию частью Европы. Конечно, много говорится про разворот на Восток, про отношения с Китаем, Индией, Турцией, но реально, когда встают вопросы, с кем мы и что же такое Россия, то всё-таки исходят из того, что Россия — европейская страна. Поэтому Москва вряд ли будет резко и необратимо рвать с СЕ. Думаю, этот процесс будет тянуться довольно длительное время — с новыми решениями Конституционного суда, отменяющими решения суда Европейского, но в большом прогрессе в обозримом будущем я сильно сомневаюсь.