Президент США Дональд Трамп одобрил начало транзита власти Джо Байдену. При этом глава Белого дома уточнил, что он продолжит бороться за пересмотр результатов президентских выборов. Однако, как стало понятно в начале недели, шансов на это уже не остаётся. Тем временем Джо Байден начал формировать свой кабинет, который, впрочем, сложно назвать новым.
Дональд Трамп весьма обтекаемо сообщил о долгожданном начале транзита власти. Он написал в Twitter, что отдал распоряжение главе Управления общих служб Эмили Мёрфи, в обязанности которой входит передача полномочий от одной администрации к другой, начать процесс. Теперь переходная команда Байдена получит доступ к федеральному бюджету, секретным документам, государственным зданиям и сотрудникам администрации Трампа.
Наше дело продолжается, мы будем бороться, и я верю, что мы одержим верх! — написал Трамп в Twitter. — Однако, руководствуясь интересами нашей страны, я рекомендовал Эмили и её команде, а также своей собственной команде, делать то, что необходимо, согласно протоколам.
Позже президент пояснил, что это ни в коем случае не свидетельствует о признании поражения на выборах. Он просто начал «предварительную работу с демократами», что бы это ни значило. Тем не менее слова Трампа — серьёзный сигнал о том, что всё его окружение считает попытки остаться в Белом доме безнадёжными.
В понедельник, 23 ноября, президент потерпел два знаковых поражения. Избирательная комиссия в Мичигане, состоящая из двух демократов и двух республиканцев, сертифицировала результаты голосования в штате в пользу Джо Байдена. Также поступило подавляющее большинство избирательных округов в Пенсильвании. Кроме того, в пятницу, 20 ноября, после пересчёта голосов в Джорджии была подтверждена победа Байдена и там. Без этих ключевых колеблющихся штатов Трамп не набирает необходимое число голосов выборщиков, чтобы избраться на второй срок.

Пока Трамп пытался удержаться в Белом доме, Байден твердил, что задержка транзита власти может стоить многим американцам жизни, так как на этот раз он происходит в разгар пандемии смертельного вируса. Хотя поначалу большинство республиканцев поддерживали своего кандидата, со временем всё больше из них начали соглашаться с бывшим вице-президентом.
Так как победа Джо Байдена кажется очевидной, я надеюсь, что президент Трамп, не переставая гордиться своими значительными достижениями, поставит интересы страны на первое место и обеспечит быстрый и правильный переход власти к новой администрации, — заявил сенатор-республиканец Ламар Александер. — Когда вы ведёте публичную жизнь, люди всегда запоминают ваш последний шаг.
Более того, на президента начало давить его собственное окружение, в частности, глава аппарата Белого дома Марк Медоуз, советник президента Пэт Сиполоуни и личный адвокат Джей Секьюлоу. Они пытались убедить главу государства, что процесс транзита необходимо начать, хотя своё поражение при этом признавать необязательно. К этому же призвали более 100 глав корпораций в открытом письме в Белый дом, а также группа влиятельных экспертов по национальной безопасности.
Между тем избранный президент начал формировать свой кабинет. Подтвердились сообщения о назначении Энтони Блинкена госсекретарём, Джейка Салливана — советником по национальной безопасности, а Линды Томас-Гринфилд — постпредом США при ООН. Кроме того, стало известно, что бывший глава Госдепа Джон Керри займёт пост спецпосланника по вопросам климата, Аврил Хейнс станет первой женщиной, возглавляющей национальную разведку США, а Алехандро Майоркас — первым латиноамериканцем — министром внутренней безопасности.
Таким образом, Байден отдал все ключевые должности в своей администрации давним знакомым, с которыми он работал не один год. Например, с Энтони Блинкеном он сотрудничает на разных уровнях уже 20 лет. Эксперты называют этот шаг «безопасным» выбором, но сомневаются, сможет ли старая команда справиться с новыми вызовами.
Это компетентные люди, но между компетентностью и политикой всегда большая разница, — поделился в разговоре с Politico экс-посол Франции в США Жерар Аро. — Они собираются просто поддерживать статус-кво? Или вернуть всё, как было? Или же быть более изобретательными?
У администрации Трампа ещё остаётся время, чтобы затруднить работу будущего состава Белого дома. Специалисты не исключают, что за оставшееся до инаугурации Байдена время проигравшая сторона успеет ввести новые санкции против Китая и Ирана. Как известно, команда Байдена хочет улучшить отношения с этими странами. Но отменять санкции сложнее, чем их вводить.
Учитывая одиозность руководства КНР и Ирана, американской публике и конгрессменам-консерваторам будет сложно объяснить, почему нужно снять ограничения с этих режимов. Кроме того, сложно будет вновь увеличить американский контингент на Ближнем Востоке после того, как президент объявил о выводе ещё 2500 военнослужащих из Ирака и Афганистана. Поэтому весьма вероятно, что эхо Трампа будет ещё долго гулять по Белому дому.