Китайский телеканал CCTV объявил о создании рабочего образца уже нашумевшего двигателя EmDrive, который противоречит законам физики. Видеоролик не содержит внятного объяснения принципов работы двигателя. Нас лишь пичкают обещаниями о том, что чудо-двигатель скоро будет испытан в космосе, и о том, что его действие позволит доставить человека на Марс за 10 недель. Все эти заявления выглядят очень неправдоподобными, ведь споры и исследования длятся уже больше года, а к единому выводу так никто и не пришёл. Что же это? Очередная попытка пропиариться за счёт громкого заявления? Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Единственное, в чём можно быть уверенным, — время расставит всё по своим местам. Если это и действительно революция в мире науки и техники, то китайские учёные в скором времени с удовольствием протестируют рабочий образец в космосе и поведают о результатах всему миру.
Вся эта шумиха напоминает одну очень интересную жизненную историю. Много лет назад на одном из занятий военной кафедры мой отец стал свидетелем забавной ситуации. Преподаватель офицер-специалист «автомобильного цикла» начал с упоением рассказывать про характеристики новейшего бронетранспортёра. Ребята-физики подставили эти характеристики в формулу второго закона Ньютона, после чего в аудитории можно было наблюдать «лес поднятых рук». «В чём дело?» — спрашивает офицер. «Товарищ подполковник, мы подставили ваши данные в формулу второго закона Ньютона, и он не соблюдается», — отметили студенты. Преподаватель слегка ошалел, подумал, а потом заговорщическим тоном произнёс полушёпотом: «Никакой проблемы нет. Нам иногда приходится сообщать вам совершенно секретные сведения».
Примерно такая же ситуация происходит сейчас с двигателем EmDrive. Суть проблемы заключается в том, что этот самый двигатель, по словам британского изобретателя Роджера Шойера, способен создавать тягу без использования реактивного выброса. Это категорически противоречит закону сохранения импульса.
Для начала стоит разобраться в том, что вообще представляет из себя двигатель. Это двигатель, который, питаясь электричеством, способен создавать слабую тягу без использования рабочего тела. Строение двигателя представляет собой две основные детали — магнетрон и резонатор. К слову, с первым многие из нас сталкиваются в повседневном обиходе. Магнетрон используется в обычных микроволновых печах. С виду двигатель представляет собой форму усечённого конуса, на узком конце которого находится тот самый магнетрон (СВЧ-излучатель). Сам создатель заявляет о величине тяги примерно в 200–230 мН/кВт.
Изобретением быстро заинтересовались исследователи из Технического университета Дрездена и подразделение NASA Eagleworks. Первые получили показатели тяги, равные примерно 0,02–0,03 мН/кВт, что на пределе погрешности измерений. А вот учёные из Eagleworks получили несколько иные показатели — примерно 1,2 мН/кВт.
Очень мало верится в результаты тестов NASA Eagleworks, при условии того, что они имеют очень сомнительную репутацию. Стоит отметить, что ни одна из разработок компании не была применена в реальной экспедиции NASA.
Вот что думает чешский физик Лобош Мотль по поводу «утёкшей» статьи учёных подразделения NASA, подтверждающей работу революционного ракетного двигателя: «Люди, которые не понимают основ физики, одержимы таким гаджетом».
В эфире радиостанции Sputnik ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт отметил: «Это блеф. Никак нельзя нарушить законы физики, какое бы устройство ни создавали. На то и есть законы физики, что они не нарушаются. И если кто-то сообщает, что ему удалось это сделать, то определённо здесь желаемое выдаётся за действительное, как часто бывает в таких случаях. Это то, чего все желают, — создать тягу без отброса массы. Но это, к сожалению, невозможно. И вряд ли китайским разработчикам это удалось. Чтобы ускорить, например, космический аппарат, нужно в противоположном направлении придать силу чему-то другому. В случае ракетного двигателя это отбрасываемая масса топлива. Если этого нет, то нет и тяги, и ускорения ракеты. Это железный закон».
Ещё в далёком 1775 году Парижская академия наук решила не рассматривать любые проекты вечного двигателя. Объясняется это решение невозможностью создания двигателей такого рода. Но тем не менее эти проекты в изобилии продолжают появляться во всех учреждениях и корпорациях. Этой участи, видимо, не избежала и такая большая корпорация, как NASA. Их подразделение оказалось более легковерным, чем французские академики из далёкого прошлого.