Скорость развития современных технологий действительно потрясает. Только недавно рядовые пользователи поражались возможностям новинок на мобильном рынке, а теперь они стремятся стать частью наступившего будущего, покупая умные часы, шлемы виртуальной реальности и роботы-пылесосы. В число самых любознательных юзеров вошли и жители столицы — Москву по праву называют одним из мировых лидеров по проникновению цифровых устройств. И этот показатель растёт из года в год. Чтобы разобраться в том, с чем и как взаимодействуют московские пользователи, а также каким образом они получают те или иные услуги, компания Avito и Департамент информационных технологий города Москвы провели исследование. Его результаты помогают понять, как именно цифровые устройства используются в столице.

По словам руководителя продукта «Аналитика» в ДИТ Москвы Ивана Бутурлина, одна из основных задач исследования — возможность узнать предпочтения жителей Москвы. Это, в свою очередь, позволит ДИТу расставить правильные приоритеты в сфере предоставления госуслуг. Так, аналитики выяснили, что смартфоны продолжают завоёвывать популярность среди москвичей — эти устройства есть у 80% населения столицы. Преобладающая часть мобильных пользователей использует смартфоны не только для общения, но и для поиска образовательного и развлекательного контента. Кроме того, мобильные устройства очень часто становятся средством для проведения денежных операций: 53% москвичей совершают платежи и переводы через мобильный или интернет-банк.

Новые увлечения

При этом жители столицы проявляют интерес и к менее популярным на сегодняшний день гаджетам. Например, устройства виртуальной реальности есть уже у 2%, а фитнесс-браслеты и умные часы — у 8%. Бутурлин отметил, что для города очень важно отслеживать носимые устройства.

«Около 13% людей готовы дистанционно мониторить состояние своего здоровья. Интегрируя эти устройства в систему ЕМИАС, мы, например, сможем снизить нагрузку на врачей и сделать визит к ним только при острой необходимости. В целом в стратегию "Умный город — 2030" мы уже это заложили», — отметил руководитель продукта «Аналитика» в ДИТ Москвы.

Стратегия «2030» представляет собой взаимовыгодное сотрудничество властей столицы и бизнес-сегмента. Бутурлин объяснил, что город не в силах самостоятельно освоить цифровые устройства из-за их высокой цены, именно поэтому рассматривается помощь со стороны бизнеса.

Что касается VR-устройств, то, несмотря на их относительно недавнее появление на рынке и далеко не идеальные текущие возможности, в ближайшие несколько лет, как считают аналитики, ситуация существенно изменится. Причём в положительную сторону: к виртуальной реальности будут обращаться всё чаще, в том числе и в образовательных целях.

Ещё одними потенциально успешными гаджетами станут роботы-пылесосы и устройства для «умного дома» (освещение, розетки, системы безопасности и пр.). Первыми уже пользуются 9% московских домохозяйств, вторыми — 5%. К этому сегменту цифровых устройств ДИТ также проявляет повышенное внимание. В заявленной стратегии существует целое направление Smart Living, в котором нашлось место стратегической инициативе «умный дом». Бутурлин пообещал, что со стороны города Департамент будет всячески способствовать тому, чтобы жители смогли легко интегрировать свои личные устройства.

Фото: АГН Москва

Тем не менее некоторые устройства начинают сдавать позиции. Так, в домохозяйствах становится всё меньше настольных компьютеров. Сейчас этот показатель составляет 61%. Кроме того, москвичи отказываются и от телевизоров — они отсутствуют в каждом десятом домохозяйстве. По словам экспертов, это связано с переходом пользователей на мобильные устройства и портативные компьютеры: именно с помощью них юзеры, в особенности молодое поколение, предпочитают потреблять информацию.

Вложения в будущее

В рамках исследования аналитики выяснили и то, сколько денег уходит у москвичей на цифровые устройства. В среднем за год жители столицы тратят на них 38 тысяч рублей. А в ближайшие семь лет эта сумма достигнет почти 60 тысяч рублей. PR-директор Avito Андрей Барковский связывает это с растущим интересом столичных пользователей к передовым технологиям.

«Москвичи очень ёмки в плане потребления наиболее передовых технологий. Им интересно пробовать, им интересен новый пользовательский опыт, в который они готовы инвестировать. Москвичи ценят удобства, а передовые технологии как раз про это. И довольно значительное количество людей готовы их покупать», — отметил Барковский.

За прошлый год почти половина затрат жителей столицы пришлась на смартфоны и мобильные телефоны. При этом доля первых существенно преобладает над долей вторых — 45% против 1%. Хотя стоит отметить, что другое исследование недавно показало, что продажи мобильных, с которых нельзя выйти в Интернет, выросли на 5% впервые за несколько лет. Это может быть связано с усталостью юзеров от социальных сетей, приложений, сервисов и уведомлений.

На втором месте среди самых популярных «цифровых» покупок москвичей расположились ноутбуки: их доля составила 17%. Как отмечается в исследовании, столичные пользователи стали тратить на эти устройства на 40% больше, чем в 2010 году.

Аналитики также коснулись и темы ближайшего будущего. Они спрогнозировали ситуацию в сфере цифровых устройств на 2025 год и выделили сразу несколько областей, которые займут значительную долю на рынке. Среди них — голосовые интерфейсы, умные очки, умная одежда, носимые устройства, виртуальная реальность и устройства «умного дома». Затраты на них, по подсчётам исследователей, составят 19% от общего числа расходов москвичей на цифровые устройства. Барковский отдельно обратил внимание на то, что в отличие от простых мобильников, которые пользователи меняли раньше раз в два-три года, грядущие гаджеты будут обновляться гораздо чаще.

В Департаменте информационных технологий и Avito заявили, что подобные исследования будут проводиться ежегодно для того, чтобы выявленная динамика помогла подготовить москвичей к будущему и позволила сделать его максимально комфортным.