Фелипе Масса объявил об уходе из «Формулы-1», освободив место в болиде на 2018 год. Сесть за руль машины из Гроува хотят многие. С недавних пор — и Даниил Квят, отправленный Red Bull в свободное плавание.
Один в поле не воин
Перспективы Квята — один из главных вопросов для российских поклонников «Формулы-1». Но не для всех. Судя по комментариям некоторых пользователей соцсетей к новостям об увольнении Даниила из Red Bull, не все соотечественники огорчились из-за того, что ни на одной из машин в «королевских гонках» в этом году точно не будет российского триколора. Но у россиянина и немало поклонников, в том числе за рубежом. Сможем ли мы снова увидеть его за рулём F1 и когда?
Перед увольнением, в последнем крупном интервью в качестве гонщика Toro Rosso, Квят заявил журналистам, что у него есть запасные планы на случай ухода. Какие — он, естественно, не раскрыл, но теперь ясно, что пора претворять их в жизнь.
В настоящее время вакансии на следующий год остались лишь в двух командах — в откровенно слабой Sauber и в крепком середняке Williams. Уже во время Гран-при США Даниила видели общающимся с техническим директором британской «конюшни» Падди Лоу, который позднее косвенно подтвердил интерес к россиянину.
«Забрасывал удочку» Даниил и в Sauber, однако там гонщику ловить нечего: команда получает двигатели Ferrari, которая заинтересована в продвижении пилотов своей молодёжной академии. В частности, Скудерии нужно усадить за руль свою молодую звезду Шарля Леклера, который буквально катком проехал по конкурентам в «Формуле-2», выиграв титул с первой попытки, а годом ранее став лучшим в младшей серии Grand Prix 3.
Даниилу тут противопоставить нечего — после «развода» с Red Bull россиянин остался фактически один. Да, у него есть команда помощников, но нет сильных лоббистов в F1, и это большой минус.
Третий лишний
Таким образом, более реальным остаётся вариант с Williams, хотя и тут шансы невелики. Как известно, место за рулём болида «Формулы-1» — это не только следствие гоночных способностей, но и различных внешних факторов и подковёрных игр. В случае с командой Фрэнка Уильямса есть несколько вариантов развития событий.
Титульным спонсором коллектива является бренд Martini. Это означает, что кто-то из гонщиков должен участвовать в рекламных мероприятиях. Лэнс Стролл, который точно будет гонять в следующем году, на эту роль не подходит однозначно: 19-летний юнец не может рекламировать алкоголь, так как спонсор установил возрастную планку в 25 лет. Кандидатом на место во второй машине называют нынешнего запасного пилота команды Пола ди Ресту, который имеет неплохой опыт выступлений в «Формуле-1» в недавнем прошлом, но за рулём нынешних машин провёл лишь одну гонку в Венгрии, когда заменил в середине нынешнего сезона приболевшего Фелипе Массу. Без какого-либо «вката» шотландец квалифицировался предпоследним, уступив набирающему форму Строллу 0,7 секунды, а саму гонку, в которой шёл в хвосте пелотона, не сумел закончить из-за утечки масла. Тем не менее выступление шотландца сочли вполне удачным.
Второй формальный претендент — Роберт Кубица. Поляк несколько лет назад считался восходящей звездой, но нелепая авария в межсезонье в феврале 2011 года чуть не лишила гонщика жизни и не поставила крест на его пилотской карьере. Тогда в раллийной гонке в Андорре Роберт не удержал автомобиль, врезался в рельс безопасности, который прошил салон его «Шкоды», сильно повредив правую руку. В первые часы речь шла о выживании, затем врачам пришлось приложить большие усилия, чтобы не ампутировать конечность. Но Кубица восстановился и вернулся в гонки. О «Формуле-1» речи долго не шло: в повреждённой руке не хватает ряда мышц, она ограничена в подвижности, но в ралли гонщик смог возобновить выступления несколько лет назад. В этом же году поляком заинтересовались в Renault. На машине 2012 года он провёл ряд тестов, более того, ему удалось опробовать и нынешний болид, сильно отличающийся от машины пятилетней давности. Результаты были вполне неплохими, но точные цифры есть только у инженеров, в прессу они не попали.
В итоге французы на следующий сезон взяли в аренду Карлоса Сайнса у Red Bull. После этого Кубицу на машине 2014 года протестировали в Williams. По информации издания Аuto-motor-und-sport, окончательное решение по кандидатуре поляка будет принято по окончании сезона, когда его смогут посадить за руль нынешнего болида.
Третьим кандидатом назывался Паскаль Верляйн. Он протеже Mercedes, поставляющего двигатели британской «конюшне». Четвёртый — Квят. У последних двух есть один недостаток в виде возраста — немцу и россиянину 23 года. Но Падди Лоу утверждает, что в Martini не столь уж и упираются в возраст. Тому же ди Ресте 31 год, он вполне бы мог представлять бренд, пишет Motorsport.com. Однако то же издание сообщает и о том, что Кубицу на тестах использовали «втёмную», якобы Робертом решили подразнить Mercedes, чтобы те сделали скидку на двигатели в обмен на место для Верляйна. Но, немцы на провокацию не поддались, и в Williams фактически исключили Паскаля из числа претендентов. Так это или нет — скоро станет ясно. Но если это так, интересно, станет ли Кубица подписывать контракт с командой, которая пыталась решить за его счёт свои проблемы? И это повышает шансы Квята.
Карьере быть, но где?
Да, у россиянина нет лоббистской поддержки, как, например, у Макса Ферстаппена в виде его папы Йоса, или у Карлоса Сайнса-младшего — в виде Карлоса Сайнса-старшего. В Toro Rosso у него был спонсор, который поддержал Даниила после понижения из Red Bull в прошлом году, но продолжит ли он финансово помогать гонщику дальше, пока неизвестно. Непонятен и объём средств, которые готов его партнёр выделить Williams: такие вещи в «Формуле-1» — тайна за семью печатями. В активе Даниила — богатый опыт управления болидом нынешней генерации и два подиума в рядах Red Bull.
Квят, несомненно, талантливый гонщик, с хорошей природной скоростью, иначе в своё время он не смог бы попасть в программу поддержки Red Bull. Да, за последние полтора года у него был ряд ошибок, к тому же с ним неоднократно жёстко обходились в Red Bull, и далеко не всегда заслуженно, что не могло не сказаться на форме пилота. Сложно сосредотачиваться на гонках, когда под тобой во всех смыслах горит кресло на каждом этапе.
Но если оставить его в покое, дать возможность вернуть себе уверенность, мы сможем увидеть прежнего Даниила — быстрого и уверенного в себе пилота. Хотя, возможно, и не в «Формуле-1»: в том, что россиянин продолжит карьеру, сомнений нет. Вопрос лишь — где? Времени у россиянина не так уж и много: Williams решит вопрос о втором гонщике в декабре после окончания сезона.