Количество жалоб на задолженность по заработной плате снизилось почти на 11%. Об этом свидетельствуют данные, которые News.ru предоставили в пресс-службе Федеральной службы по труду и занятости России. Так, за три квартала 2018 года от населения поступило около 125 тыс. обращений по этому вопросу, а за аналогичный период 2017 года — 140 тыс. В ведомстве отметили, что традиционно это самая распространённая жалоба, которая поступает от россиян.
По мнению политолога-экономиста Сергея Жаворонкова, об улучшении ситуации с невыплатой зарплат в стране пока нужно говорить очень осторожно, хотя предпосылки к этому уже есть.
«Это ещё не тенденция, это намечающаяся тенденция. Если с 2014 года по 2017 год у нас реально падали доходы населения, то в этом году наметился небольшой их рост. Несложно увязать это с тем, что и задолженность стала меньше, но насколько эта тенденция будет устойчивой, сказать пока сложно. Глобальные выводы на счёт этой статистики преждевременны», — предположил Жаворонков в беседе с News.ru.
При этом он констатирует, что вопрос задержки оплаты труда стоит остро только в нескольких регионах. Он приводит в пример Хакасию и Забайкальский край. По его словам, в целом по стране ситуация по данному вопросу в текущем году стабилизировалась. Эксперт считает, что основной проблемой в сфере занятости стало формальное снижение безработицы.
«Так как губернаторам дано указание бороться с безработицей, то проблема решается следующим образом: люди числятся на работе на четверть ставки, с копеечной зарплатой или числятся в неоплачиваемом отпуске, но формально не являются безработными. Это даёт возможность отчитываться, что нет безработных и зарплата своевременно выплачивается», — сообщил эксперт.
Доктор экономических наук Сергей Смирнов подтверждает, что ситуация с невыплатой зарплат в стране не носит всеобъемлющего характера. По его мнению, на снижение количества нарушений со стороны работодателей в этой сфере благоприятно повлияло то, что два года назад ощутимо повысили санкции за задержку оплаты труда. Максимальный штраф вырос с 50 тыс. рублей до 100 тыс. Также была введена прогрессивная шкала увеличения размера денежной компенсации работникам. С первого дня просрочки наниматель обязан выплатить её с учетом процентов в размере не ниже 1/15 ключевой ставки Центрального банка за каждый день.
«Работодатели начинают понимать, что при относительно невысоком уровне зарплат им гораздо выгоднее платить вовремя и предпочитают с этим не связываться», — сказал Смирнов.
Он также предположил, что в условиях непростой экономической ситуации некоторые граждане не спешат жаловаться в контрольное ведомство, опасаясь лишиться работы.
«Сейчас при очень умеренных темпах экономического развития на рынке труда существует диктат работодателей, в некоторых случаях, я думаю, отсутствие жалоб связано с тем, что люди просто боятся потерять своё рабочее место. Это моя субъективная оценка», — рассказал Смирнов.
На фоне снижения жалоб на задержки зарплат общее количеств обращений от граждан в Роструд немного выросло: с 349,7 тыс. за три квартала 2017 до 357,4 тыс. за аналогичный период 2018 года.
Доктор юридических наук, адвокат Александр Толмачёв рассказал News.ru, что россияне не любят писать кляузы на работодателей. Во-первых, потому что опасаются потерять работу, во-вторых, не верят в положительный исход дела. При этом он тоже отмечает рост претензий к нанимателям, но исходят они не от сотрудников, а от правозащитных организаций или прокуратуры. Адвокат считает, что граждане не идут отстаивать свои права, так как им мешает «советский менталитет».
«30–40 лет назад мы думали, что государство обязано нас защищать. Пора понять, что это не так. Это товарно-денежные отношения в рыночной экономике — каждый сам за себя. Государство вступается только за малоимущих, сирот и обездоленных. Поэтому нужно приучить людей жаловаться и отстаивать своё право», — уверен эксперт.