В России могут появиться «обезличенные» пачки сигарет. Соответствующую меру, направленную на снижение потребления табачных изделий, сейчас совместно с экспертами прорабатывает Минздрав. Предполагается, что упаковка нового образца не будет содержать логотипов, а марки станут печатать в едином стиле, независимо от производителя. Об этом рассказала глава ведомства Вероника Скворцова. По её мнению, в целях борьбы с курением в стране уже внедрён «набор базовых мер» и сейчас главная задача — «последовательная денормализация курения».
Эксперты для News.ru проанализировали, как обезличивание сигарет может повлиять на курильщиков, табачные компании и бюджет страны.
Международный тренд
Обезличенные пачки сигарет впервые были введены в 2012 году в Австралии. Позже брендинг также запретили в Ирландии, Великобритании и Франции. О том, что Россия не первая страна, которая пытается реализовать данную меру, чтобы снизить число курильщиков, в интервью РИА Новости напомнила и министр здравоохранения РФ. По её словам, запрет на брендирование упаковок показал себя как эффективный способ в борьбе с никотиновой зависимостью.
С таким выводом согласен и научный руководитель экспериментальной лаборатории «Нейротехнологии в управлении» Финансового университета при правительстве РФ Николас Коро. Однообразная упаковка снижает эмоциональное воздействие на потребителя, и это действует более продолжительное время, чем пугающие картинки и надписи, утверждает он.
«Обезличенный подход имеет два плюса: обнуляется лояльность подрастающего поколения к бренду и цветовосприятию, снижается эмоциональный потенциал воздействия. Известно, что желание покурить у хронического курильщика возникает даже при образе картинки самой пачки со знакомым изображением. Исследования, которые мы проводим, показывают, что стресс, отторжение и даже отказ от ситуативной покупки из-за пугающих картинок и надписей проходят через два месяца. То есть лояльный потребитель табачных изделий привыкает за два месяца, и они просто перестают действовать на эмоциональном уровне», — рассказал он.

Неэффективная мера за миллионы долларов
При этом аналитик табачной отрасли Вадим Желнин в разговоре с News.ru высказал противоположную точку зрения. Он утверждает, что многочисленные исследования показывают обратное — однотипные пачки никак не повлияли на продажи табачной продукции в странах, где уже действует такой запрет.
«Со временем стало понятно, что там не наблюдается снижения курения в связи с заменой упаковок. Это неэффективный метод, который в случае введения запрета обойдётся производителям в серьёзные траты — несколько десятков миллионов долларов. Конечно, это всё, как и подавляющее число инициатив Минздрава, очень мало повлияет на ситуацию с курением, но создаст необоснованные проблемы для производителей и курильщиков», — предположил эксперт.
Желнин также рассказал, что если мера будет введена и на её реализацию табачным компаниям отведут недостаточно времени, это может обернуться серьёзным коллапсом на рынке.
«Важно, чтобы срок введения в действие этой нормы был продолжительным. Если вся индустрия одномоментно будет вынуждена в короткое время изменить все пачки — это может вызвать паралич на рынке. Технически это очень сложно, мощности производителей табачных пачек ограничены. В России в основном это одна компания, расположенная в Великом Новгороде», — сообщил он.

Рост теневого рынка
Можно с уверенностью предположить, что поспешно вводить такие изменения не будут. Глава Минздрава отметила, что «решение этого вопроса требует времени и должно осуществляться через корректировку законодательства Евразийского экономического союза».
Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин считает, что договориться с другими странами будет непросто, так как далеко не все государства, которые входят в ЕЭС, проводят антитабачную кампанию. Он также утверждает, что дальнейшее давление на табачный рынок может привести к росту теневого оборота сигарет.
«Лет десять назад ситуация в этом плане была очень комфортной. Серый рынок сигарет не превышал 1−2% от всего объёма. Рынок был полностью легален, под контролем крупных производителей и дистрибьюторов. Сейчас, по оценкам экспертов, этот серый рынок — от 5 до 10%. Дальнейшее закручивание гаек может привести к срыву резьбы, когда значительная часть уйдёт в тень. Тогда в проигрыше окажутся все: потребители, производители, розница и бюджет», — уверен эксперт.
По его словам, также есть риск, что табачные компании, устав от постоянного давления, могут просто перевести производство в другие страны, что ощутимо отразится на российском бюджете
«С продажи табака бюджет получает приличные деньги, сравнимые с экономией от пенсионной реформы, кстати. Так, например, были озвучены цифры, что благодаря тому, что в следующем году на пенсию выйдут меньше человек, удастся сэкономить 300 млрд рублей. Для сравнения: бюджет получает 500 млрд рублей в виде табачных акцизов», — пояснил он.
Березин также отметил, что все эффективные меры по борьбе с курением в России уже реализованы и ввод «обезличенных» пачек не окажет никакого влияния на ситуацию с никотиновой зависимостью в стране.