Несколько дней назад соцсети «взорвала» запись, на которой люди в форме одного из силовых ведомств комичным образом пытались задержать преступников. На видео с камер наблюдения мужчины выскакивают из минивэна и бегут к автомобилю, в котором, судя по всему, находится преступник, но начинают скользить при подходе. В результате преступник их замечает и уезжает. Автомобиль пробивает ворота, отделяющие двор от проезжей части, и скрывается. Силовики же сначала бегут за преступником, потом ждут приезда минивэна, который, однако, застревает в воротах. Дальше люди в форме долго и трудно освобождают своё транспортное средство от железного плена и борются с потоком машин на дороге. На YouTube и в Facebook особенно популярными оказались отредактированные версии погони с наложенной поверх музыкой из «Шоу Бенни Хилла».


Редакция News.ru публикует полное видео происшествия и подробности о нём.

( Видео было предоставлено администратором YouTube канала «РОТ Фронт URAL» — прим.)

На записи в Интернете номера минивэна заретушированы, но на подробном видео заметно, что силовики пытались устроить задержание на машине с номером с799вк47. Он был выдан на другую машину, а именно на легковой ВАЗ-2121 зелёного цвета. У него было два владельца: первый — с 2004 по 2007 год, второй — с 2007-го по 2014-й. После этого машина была утилизирована.

Скриншот видео News.ru

Бывший сотрудник оперативного отделения МУРа Вячеслав Дёмин объяснил News.ru, что использовать поддельные номера при подобных операциях — обычная практика.

Мы в своё время номера тоже меняли. Если захват серьёзный, то их меняют, чтобы нельзя было пробить по базе и выяснить, что эта машина — ведомственная. Правда, часто мы проводили задержание на своих машинах — блокировали ими проезд. А то иначе за ведомственную потом не расплатишься. «Айтишники» могли спокойно пробить номера или, например, наркоторговцы. Они если знают, как толково использовать свою квартиру, время от времени посылают человека во двор, который там проверяет номера, — рассказывает Дёмин.

Скриншот

На видео дело происходит во дворе жилого дома. В каком городе оно снято — точно неизвестно, но по словам источника News.ru, дело происходило в Санкт-Петербурге в 2018 году. Судя по надписи у «группы захвата» на спине, предположительно, написано «СОБР» (Специальный отряд быстрого реагирования). Однако это подразделение было инкорпорировано в Росгвардию после её создания в 2016 году. По словам экс-сотрудника МУРа Вячеслава Дёмина, в этом нет ничего странного.

После создания Росгвардии собровцы, ОМОН и остальные оставили на своей форме старые названия. Они эти названия берегут, как берегли бы десантники свои тельняшки, если бы их вдруг отменили. К тому же на то, чтобы везде поменять название на «Росгвардия», тоже время нужно, — объясняет Дёмин.

Ранее официальный представитель ведомства Валерий Грибакин заявил, что эта запись не имеет к ним никакого отношения. При этом её изучают с участием специалистов по тактике действий. По словам представителя, в архиве Росгвардии не удалось найти упоминаний об этой попытке задержания, в то время как все подобные операции сопровождаются документально.

Всё это очень сильно напоминает красиво снятую и смонтированную художественную постановку, — заявил Грибакин.

Однако, по мнению Вячеслава Дёмина, на постановку видео не похоже.

То, что я видел, выглядит естественным. Ну что — не получилось, бывают такие случаи. Другое дело, что ответственность за неудачу лежит на том, кто заказывал этих бойцов, кто планировал операцию. Ведь так называемые тяжёлые — ОМОН, спецназ, — они просто приезжают на операцию, разработкой они не занимаются. Обеспечивает возможности отхода тоже тот, кто заказывает «тяжёлых». То, что они были безоружны — таких, значит, заказали, — говорит Дёмин.

Операции, которые «не получились», случаются регулярно, уточняет экс-сотрудник МУРа, но в последнее время — всё чаще.

Сейчас на местах оперов из управлений сидят «ремесленники». Есть другие, конечно, но они теряются среди общей массы. Вот я смотрел видео и думал: ну ладно, пришлось бежать за машиной — я тоже бегал и догонял их, но чтобы ворота оставить незакрытыми, такого у нас не было. Мы всегда блокировали выходы автомобилями, — рассказывает Дёмин.

News.ru обратился в Росгвардию за комментарием, однако в ведомстве не смогли ответить к моменту выхода статьи.