Вечер 19 марта. Он ставит камеру на стол, садится на клетчатый диван и включает минусовку на смартфоне. Мама за стенкой легла спать, можно расслабиться. Светловолосый парень в розовой футболке двигается в такт музыке и поёт. Вернее — читает рэп. «День за днём, тратим деньги день за днём», — выдаёт солист. Это модная песня среди молодёжи.


Юноша называет себя YU*** KA***. Под таким же названием он создал группу в социальной сети. «С К О Р О В С Ё Б У Д Е Т» — такой была первая запись в сообществе. Через две недели стало понятно, что «всё» — это популярные рэп-композиции в собственном исполнении. Парень хотел записывать видеоролики и выкладывать их в группе. А в будущем — создать свой канал на YouTube.

«Жизнь — подарок, который мне не подошёл»

Спустя две недели 17-летнего Владимира К. (имя изменено. — News.ru) обнаружили во дворе его дома, лежащим на земле. Прибывшие на место врачи констатировали смерть. Всё произошло в ночь с 1 на 2 апреля.

На следующий день школа обсуждала ужасную новость. Девочки плакали, мальчики ходили мрачнее тучи, учителя нервно переглядывались. Многие просто не могли поверить. Вовка — весёлый, спокойный, добрый. Зачем он это сделал?

vk.com

Ответ нашёл первый, кто догадался зайти к Владимиру на страницу во «ВКонтакте». Там парень написал большое прощальное письмо и разместил его у себя на «стене».

Содержание послания повергло всех в шок. Владимир ненавидел свою учительницу математики. В выражениях он не стеснялся.

«Я бы хотел ее убить, если бы была такая возможность, я бы это сделал. Такие ... личности не имеют права жить. Из-за нее, в частности, я и пошел на этот шаг», — написал Владимир.

Юноша сообщил — был бы доволен, если бы педагога привлекли по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Парень считает, что женщина «заслуживает смерти на электрическом стуле». Что конкретно сделала не так педагог, Владимир К. не объясняет. Ограничивается лишь пространными обвинениями и оскорблениями в её адрес:

«Ни преподавать не умеет, ни ученикам помогать, ни жить нормально».

Ниже он рассказывает об учителях, которых он уважает, противопоставляет их ненавистному педагогу.

«Таких учителей не будет больше, и меня не будет больше», — пишет он.

В остальном письмо выглядит как поток сознания. Владимир пишет понемногу обо всём. Одна мысль резко обрывается, и на её месте возникает другая. Юноша рассказывает, как покупает вещи в интернет-магазинах, что смотрит по телевизору, как принимает в гостях соседку, как гуляет с друзьями.

vk.com

В середине текста парень вдруг выдаёт три определения слова «жизнь». Одно мрачнее другого.

«Жизнь — это подарок, который мне не подошел. Жизнь — это вещь, которая у меня уже есть, и вторая мне не нужна. Жизнь — это вещь, которая мне не нужна».

Ближе к концу повествования он рассказывает о своих одноклассниках. С кем дружил, к кому хорошо относился, а к кому — не очень. В конце письма парень удивляет читателя смелым предположением. Кажется, он болен психически — у него шизофрения. Он это определил, читая описание разных заболеваний в Интернете.

Профиль Владимира во «ВКонтакте» выглядит жутковато — как виртуальная надгробная плита. Страница похожа на фейковую — всего 13 друзей, три фотографии, минимум записей на стене. На аватарке — улыбающийся череп в парике и с цепью. В статусе — будто годы жизни, как на могиле: 19.08.17 — 02.03.18. Сейчас страница Владимира заблокирована администрацией сообщества.

Он постоянно ходил один и грустный

Мы попытались связаться с той самой учительницей, которую подросток обвиняет во всех смертных грехах, но не вышло. На рабочем месте её не оказалось. Коллеги педагога сообщили, что она «под следствием». Директор ГБОУ СОШ № 347 с углублённым изучением английского языка Галина Ермакова сообщила News.ru, что конфликтов у педагога с детьми не было.

— Тут уже, наверное, не всё в порядке с головой, — говорит она по телефону, имея в виду погибшего парня.

Впрочем, директор отмечает, что Владимир К. был «приветливый», «хороший ребёнок», «ничего странного в поведении не замечали».

Что касается педагога, то о ней ученики школы говорят либо хорошо, либо ничего. Из пяти опрошенных четыре отказались охарактеризовать учительницу. Согласилась только Екатерина Р., у которой она была классным руководителем.

— Я считаю её хорошим человеком и отличным учителем, лучшим преподавателем математики за всё время моего обучения. Она относилась ко всем ученикам одинаково, никого не выделяла, старалась подтянуть отстающих, предлагала прийти на консультации, если было необходимо, — рассказала девушка.

Близкая подруга Владимира Карина М. вообще утверждает, что в его смерти нет вины учительницы.

— В этом случае по большей части вина родителей, — говорит она.

Что касается личности самого Владимира, то тут мнения его друзей и знакомых разделились. Одним он казался замкнутым, другим — весёлым и позитивным.

— Он был общительным и жизнерадостным, и я никогда бы не подумал, что он может так поступить, — рассказал его друг Андрей Р.

Про конфликт Владимира с учительницей Андрей ничего не знал, хоть и общался с ним достаточно близко.

— С учителями нормально [общался], как все, — рассказывает он.

— Я его каждый день в школе видела. Он постоянно ходил один и грустный. Он был закрытым человеком, ну это уже его друзья мне говорили, — высказывает противоположное мнение ученица школы № 347 Мария П.

Не странность, а болезнь

News.ru показал прощальное письмо Владимира К. детскому психологу и детскому психиатру. Эксперты сошлись во мнении, что у погибшего мальчика были серьёзные проблемы с психикой.

— Из письма можно явно выделить один мотив — это желание своей смертью наказать обидчиков, он их перечисляет в письме. В первую очередь это учителя, потом — бывшие одноклассники. Он даже подчёркивает, что хочет, чтобы его учительницу привлекли по статье УК о доведении до самоубийства.

Такой мотив — один из самых распространённых. Второй — это способ справиться со своим эмоциональным состоянием, которое он назвал психическим возбуждением. Состояние, характерное для нестабильной подростковой психики, когда переживаний очень много, а эмоциональной разрядки нет и навыков для регуляции своего состояния тоже нет. Тогда остаётся выход — не чувствовать вовсе.

И третий мотив — это обострение возможного психического заболевания, которое искажает реальность и заставляет человека совершать необдуманные поступки.

И ещё один возможный мотив — это крик о помощи своим родителям. Просьба обратить на него внимание. Странно, что в письме о них ни слова.

Ольга Дубук

детский и семейный психолог высшей категории, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги России

— Для меня очевидно, что мальчик психически больной. Как видим, он и сам это предполагал. Но в диагнозе он ошибся, у него не шизофрения, а депрессивно-параноидный синдром. Он проявляется в сильной подавленности, которой предшествует длительный период переработки травмирующего переживания. Человек ждёт новых неприятностей, подавленность нарастает и углубляется.

Также могу предположить, что этот парень страдал органическим расстройством личности. Это изменение мозговой деятельности из-за повреждения структуры головного мозга. При заболевании происходит нарушение психической и мыслительной функций. От стресса эта болезнь обостряется. Может привести к декомпенсации (нарушение психического равновесия. — News.ru) с проявлениями психопатии.

Очевидно, что мальчика нужно было лечить. Если бы диагноз был вовремя поставлен, а терапия — проведена, то трагических последствий можно было избежать.

Вадим Руднев

семиотик, лингвист, философ, теоретик психиатрии, профессор Института психоанализа

— Психическое здоровье детей в России отслеживается плохо. Подумайте только: психиатр во время диспансеризации в школе присутствует только три раза. И это за весь период учёбы! А просто так водить к психиатру ребёнка ни один из родителей не будет. В обществе до сих пор неадекватное отношение к этим специалистам. Многие думают, что они только с буйнопомешанными работают! Поэтому психические заболевания у детей часто диагностируют очень поздно или не диагностируют вообще. Что в данном случае и произошло. Считаю, что в России должна быть создана целенаправленная правительственная программа по восстановлению психического здоровья нации. Пока Путин с Медведевым на камеру не скажут: «Да, мы ходим с психиатру и вам советуем», никто не задумается над этой проблемой всерьёз.

Лев Пережогин

ведущий научный сотрудник Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского, детский врач-психотерапевт