По сведения агентства Bloomberg, Владимир Путин выступит со своим традиционным посланием 6 февраля. А поскольку в последнее время это агентство явно используется для распространения преднамеренных утечек, то этой информации, видимо, можно верить.
Послание это интересно уже потому, что в прошлом году порядок его оглашения был нарушен. С 2012 года Владимир Путин выступал с ним в декабре. Но на этот раз выступление было перенесено на год выборов. Иными словами, изначально послание должно было стать важной частью изложения уже предвыборной программы президента-кандидата. А значит, у него неминуемо будет своя специфика.
Какая? Ну, прежде всего, выборы — не то время, когда следует преподносить обществу «горькую пилюлю» непопулярных, но необходимых мер. А потому, надо полагать, ни объявления о скором повышении пенсионного возраста, ни сообщения о введении дифференциального налогообложения ждать не следует. Эти материи не для предвыборных заочных дебатов.
Не будет содержать текст обращения к нации и давно ожидаемого профессионалами президентского решения о выборе той или иной программы экономического развития, которые сейчас традиционно ассоциируются с Кудриным и Титовым, как двумя идеологическими полюсами в экономике. По имеющимся сведениям, ни та, ни другая концепция Путина полностью не удовлетворяет, поскольку обе они, хоть и под разными углами, но предусматривают ломку многих сложившихся системных вещей и отношений.
Скорее всего, президент вернётся к своим кратким тезисам, которыми он поделился с журналистами во время своей пресс-конференции. Тогда в качестве своих стратегических задач он называл развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, передовых технологий. Стимулирование роста производительности труда. И — как апофеоз решения комплекса таких задач развития экономики и наращивания человеческого капитала — повышение благосостояния населения.
Было бы логично, если бы те посылы получили бы своё развитие и подтверждение в тексте послания. Понятно, что Путин неминуемо коснётся столь значимых в последнее время проблем демографии и материального стимулирования рождаемости. Тем более что заранее объявленные меры мало-помалу, но начинают работать. А это то, что уже можно предъявить избирателю.
Понятно, нельзя будет и обойти проблему бедности в стране, остроту которой сейчас уже пытаются уменьшить путём фиксирования зарплат не ниже прожиточного минимума. Вполне вероятно, что будет сказано о повышении эффективности помощи самым незащищённым слоям населения путём более чёткой адресности такой поддержки.
Будет ли ответ Вашингтону?
Но это всё гуманитарные аспекты послания, рассчитанные, прежде всего, на избирателя. Что касается вопросов госстроительства, у которых в послании всегда есть своё достойное место, то из той же утечки известно, что речь может пойти о создании специального органа, который будет следить за средствами, направляемыми на развитие регионов. Этому вопросу вообще сейчас придаётся первостепенное значение. Недаром глава Счётной палаты Татьяна Голикова недавно заявила, что государство не допустит банкротства закредитованных регионов. А со своей стороны президент выразил удивление, что руководители ряда регионов не спешат идти на реструктурирование долгов при поддержке государства и продолжают платить проценты коммерческим банкам. Появился намёк на возможную коррупционную составляющую такого поведения. Так что контроль за расходами на местах будет усилен и возложен на специально создаваемый для такой цели аппарат.
Наконец, послание прозвучит примерно через неделю после оглашения за океаном так называемого кремлёвского списка, то есть имён бизнесменов, тесно связанных с Кремлём, против деятельности капиталов которых могут быть включены санкции. И, видимо, в зависимости от остроты проявившейся проблемы будет дана и оценка российско-американским отношениям. А заодно и сформулированы традиционные «зеркальные ответные меры».
Леонтий Бызов, социолог, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ, специально для News.ru:
В президентском послании мне бы хотелось, чтобы чётко были озвучены две вещи. Прежде всего, было бы не лишне понять, как мы собираемся выходить из той международной изоляции, в которую, к сожалению, погружаемся последние несколько лет. После известных крымских событий. Поскольку совершенно очевидно, что такая ситуация тормозит и снижает эффективность любых экономических реформ. Понятно, что в подобной сложившейся ситуации не бывает одного виноватого. Однако было бы предпочтительнее, чтобы в послании прозвучал стратегический взгляд на наши взаимоотношения с Западом. А обмениваться взаимными уколами можно до бесконечности. Но это контрпродуктивная позиция. И, во-вторых, хотелось бы понять позицию самого президента в отношении концепции экономических реформ. Мы постоянно слышим, как на этот счёт высказываются помощники и советники президента, экономисты, но мы пока не услышали позицию самого главы государства, которая имеет решающее значение.