Как бы априори ни обижалась Элла Памфилова, но даже официальный ВЦИОМ заранее отдавал победу фавориту нынешней президентской кампании. Слишком фатальным был разрыв между действующим главой государства и остальной семёркой, решавшей свои глубоко локальные проблемы. Основной вопрос этих выборов формулировался совершено однозначно: одобряете ли вы политический и экономико-социальный курс Владимира Путина? А раз так, то и голосование должно было быть представительным.
Явка, зафиксированная на последних парламентских выборах (47 процентов), никак не вписывалась в нынешние стратегические задачи. Ведь даже с формальной точки зрения любой референдум признаётся состоявшимся при условии, если в нём приняли участие не менее 51 процента обладающих правом голоса.
Поэтому, как никогда, основная пропагандистская энергия была направлена не на восхваление кандидатов, большинство из которых были показательно пассивны, а на рациональность участия в выборах. Фактически сами выборы были как бы главным кандидатом.
Суть сводилась к следующему. Поддерживаете президента, его суверенный курс — докажите это своим голосом. Особенно в ситуации нарастающего международного давления и бойкота. Нет, дайте твёрдый сигнал, что вы либо за усиление левого начала в политике с его социальными мерами поддержки, либо, наоборот, за либеральный подход к экономике, за снижение налогов. В этом смысле даже ролики с сексуальным уклоном о риске передержки геев в домашних условиях сыграли свою роль, хотя от таких произведений все открестились.
Наконец, как никогда прежде, активно были задействованы все соцсети, по которым, к слову, и растекались вирусные ролики.
Дилемма нынешней кампании
Так что в нынешнюю кампанию необходимо было решить две параллельные задачи: обеспечить высокую реальную явку и гарантировать чистоту и прозрачность всех подсчётов. Иными словами, необходимо было избегать любых подозрений, что её накачивают с помощью административного ресурса. Понятно было, что внесистемная оппозиция вкупе с западными «доброжелателями» и так сделают всё, чтобы доказать нелегитимность результатов этих выборов. А потому разного рода доказательства ещё и административной накачки явки воспринимались бы особенно болезненно. Прогрессивные эксперты и так сотрут пальцы, высчитывая на калькуляторах, какая реальная часть населения поддержала президента.
Вот почему ЦИК провела несколько профилактических экзекуций, сделав публичные замечания не по уму ретивым чиновникам, главврачам больниц, ректорам учебных заведений, бросившимся проводить среди своих подчинённых «разъяснительную работу» с помощью угроз и посулов. Под раздачу даже попал вечный глава Кузбасса, ветеран губернаторского цеха Аман Тулеев. Правда, ветерана для примера явно выбрали не случайно: возраст и болезни фактически гарантировали его мягкий уход почти сразу после этих выборов. Так что если в Кузбассе и вскроются некие злоупотребления властей, то негласно можно будет отметить, что меры приняты и виновные понесли наказание.
Более того, можно быть уверенными, что сомнительные цифры явки, зафиксированные на некоторых участках, будут опять-таки показным образом аннулированы.
Проблема, однако, изначально была в том, что мудрые губернаторы понимали дилемму, с которой им предстояло столкнуться. С одной стороны, от них требовали абсолютно прозрачных показателей результатов явки и голосования. Но с другой стороны, невысокие показатели могут быть с течением времени истолкованы как доказательство их личной непопулярности и неэффективной работе в регионе. А ведь 90 процентов губернаторов относятся к партии власти и команде президента.
И итоги такой борьбы губернаторов с самими собой также будут весьма интересным результатом этой президентской кампании. При том, что история нашей молодой демократии знает немало примеров, когда давление на избирателя, разного рода понукания приводили к прямо противоположному эффекту.
Подведём итоги
Помимо президента, победителем кампании смело можно считать ЦИК Памфиловой, решившую главный организационный вопрос — достойную явку. Во-вторых, активная кампания вокруг самих выборов, что называется, раскачала избирателя. В-третьих, холодный март исключил какое-то отвлечение сограждан на пикники и начало дачного сезона. Выборы в марте явно предпочтительнее сентябрьских.
Активное использование соцсетей, прикольные, на грани фола вирусные ролики сыграли свою роль в привлечении на участки молодёжи. Выборы, может, и не стали ещё модным мероприятием, но тенденция пойти и проголосовать «по приколу», чтобы с девушками не было проблем, очевидна.
Наконец, ещё раз подтвердилось, что для многих наших соотечественников именно президентские выборы являются действенными, и в то же время невысокое общественное доверие в отношении Госдумы или той же Мосгордумы, которые-де не многое решают, резко снижает явку на выборах этих институтов власти.