Российскому тележурналисту, председателю комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Евгению Примакову, а также корреспонденту телеканала RT Поле Слиер отказали во въезде на территорию Украины. Они направлялись на конференцию ОБСЕ по свободе СМИ, которая проходит в Киеве.
«Журналистам Е.Примакову и П.Слиер, которые направлялись на конференцию ОБСЕ по свободе СМИ в Киеве, отказали во въезде на Украину», — сообщило посольство РФ на Украине в своём Twitter. Посольство готовит ноту протеста, которая будет передана украинской стороне.
Своё сожаление намерен выразить в ходе конференции и российский МИД. С осуждением произошедшего выступил постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич.
Журналистам Е.Примакову и П.Слиер, которые направлялись на конференцию ОБСЕ по свободе СМИ в Киеве, отказали во въезде на Украину
— RusEmbassy Ukraine (@RusembUkraine) 26 июня 2018 г.
«Решительно осуждаем депортацию с Украины журналистов российских СМИ Евгения Примакова (ВГТРК) и Полы Слиер (RT), которые прилетели в Киев на конференцию по свободе и плюрализму СМИ. Это свобода слова по-украински?» — говорится в сообщении.
#Lukashevich:We strongly condemn deportation from #Ukraine of Rus.journalists E.Primakov (VGTRK)& P.Slier ( @RT_com ) who came to Kiev to @OSCE_RFoM conference on media freedom&pluralism. They are banned from entry to Ukraine for 5 years. Is this freedom of speech à la ukrainien? pic.twitter.com/efeWuAQfKR
— Russian Mission OSCE (@RF_OSCE) 26 июня 2018 г.
Возмущение произошедшим уже выразили коллеги журналистов. «Нашего израильского собкора Полу Слиер не пустили в Цеевропу, куда она ехала выступать на конференции ОБСЕ по свободе прессы и СМИ. Дорогое ОБСЕ! Вы б еще марш в поддержку евреев догадались в Киеве провести», — написала в Telegram главный редактор RT Маргарита Симоньян.
В свою очередь Пола Слиер рассказала коллегам с телеканала подробности произошедшего по телефону, которые также опубликованы в Telegram: «Я приехала на конференцию ОБСЕ по свободе прессы. Когда я прибыла в Киев, меня продержали полтора часа на границе, а потом без объяснения причин дали подписать бумагу, что мне будет запрещён въезд на Украину в течение пяти лет».

На пять лет «как персоне, угрожающей безопасности Украины» закрыли въезд и Евгению Примакову. Об этом он узнал в аэропорту Борисполя от сотрудников украинской погранслужбы. Журналист на своей странице в Facebook отметил, что «всё было вполне вежливо и корректно».
«Беда не со мной, а с украинскими коллегами. Ехал я сюда на экспертную конференцию ОБСЕ по свободе прессы, при этом ОБСЕ по телефону подтверждала моё участие. Но украинским коллегам это совсем было не в радость. Что я собирался сказать: да очевидные вещи. Что журналист — не комбатант, что свобода прессы должна обеспечиваться, что нужно хотя бы пытаться выстраивать диалог, любой диалог лучше стрельбы — но украинские коллеги, видимо, из зоны комфорта выходить не хотели», — написал он.
По словам Евгения Примакова, его завернули на погранконтроле, после чего вежливо донесли, что он «угроза национальной безопасности», и дали подписать соответствующую бумагу, написанную, кстати, по-русски. Судя по всему, Евгения не покидало не только чувство самосохранения, но и юмора, поэтому перед тем как подписывать сей документ, он проверил «не должен ли я теперь почку или ещё какое-то там сотрудничество, но всё вроде было правильно».
После двое военнослужащих отвели журналиста в зал ожидания, пообещав вернуть паспорт перед самолётом, который будет вечером.
«Если люди старательно, последовательно уничтожают любые попытки говорить с ними, любые попытки диалога, а не лая, как к этому можно относиться — только с глубоким сожалением и надеждой, что рано или поздно (боюсь, что поздно) их всё-таки отпустит», — написал журналист.
Евгений также отметил, что 26 июня — день памяти его деда Евгения Максимовича Примакова, и в связи с этим он собирался посетить Новодевичье кладбище.
«Для меня это важный день. Но я решил провести его в Киеве, потому что это был шанс сделать хоть что-то, очень небольшое, чтобы остановить мясорубку. Это была бы хорошая попытка и хорошая память о деде, деду же в день его памяти», — считает журналист. Он выразил сожаление, что ему не дали этой попытки: «Умышленно, осознанно, целенаправленно».
Союз журналистов России обратился к коллегам из ОБСЕ, МФЖ, других международных и общественных организаций с просьбой оказать воздействие на украинские власти, которые продолжают чинить произвол в отношении российских журналистов.
«Союз журналистов России выражает решительный протест в связи с вопиющими действиями украинских властей, которые препятствуют любым попыткам журналистов не только высказывать свою точку зрения, но и пытающихся построить диалог с украинскими коллегами», — говорится в заявлении СЖР.
Задержание и высылка журналистов российских СМИ на Украине давно стали обыденностью. С завидной регулярностью Незалежная под разными предлогами выдворяет неугодных коллег. Своё беспокойство действиями Киева в отношении иностранных журналистов в декабре прошлого года выразило Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) ООН, однако на Украине свои стандарты.
Видимо, ОБСЕ, принимая решение о проведении конференции, на которой как раз будут обсуждаться вопросы работы СМИ на Украине, хотела привлечь внимание к существующим проблемам. Вот только, приглашая российских журналистов, видимо, не учла планы местных властей. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир выразил сожаление, что журналистам российских СМИ отказали во въезде на Украину.
«Я подтверждаю, что все страны — участницы ОБСЕ должны содействовать свободному передвижению журналистов в регионе», — говорится в сообщении в Twitter.
I regret that journalists working for Russian media - Evgeny Primakov & @PaulaSlier_RT - were reportedly denied entry to Ukraine. I reiterate that all OSCE p.States should facilitate free travel for journalists across the region. See previous communique: https://t.co/1wYkub6jqg
— OSCE media freedom (@OSCE_RFoM) 26 июня 2018 г.
В общем, сегодняшняя ситуация с Евгением Примаковым и Полой Слиер лишь в очередной раз подтверждает своеобразное понимание свободы слова киевскими властями. И ОБСЕ им не указ.