Да, далеко не везде, как, например, в Швеции, премьер может себе позволить ездить просто на велосипеде, не обращая внимания на крайне скромную охрану. В Бельгии тот факт, что за рулём обычного рядового авто министр, можно определить, естественно, не по мигалке, а по небольшой буковке в номере машины. И, конечно, в Европе никому в голову не придёт перекрывать целые трассы в ожидании проезда премьера или президента. В крайнем случае задержат «красный» на светофоре на перекрёстке и позволят кортежу повернуть слегка не по правилам. Особое возмущение вызывают факты, когда президентский лимузин рассекает без своего хозяина. Поездка мадам Миттеран без супруга, но в официальном авто потом долго икалась её мужу.


Поэтому самой настоящей сенсацией стало распоряжение Си Цзиньпина, запретившего перекрывать трассы для него лично. Это стало невероятной сенсацией. Но вот сосед китайского лидера молодой монгольский президент Халтмаагийн Баттулга, не так давно выигравший выборы у официального кандидата с результатом 50,6 процента, пошёл ещё дальше. Просто вирусным сюжетом стал в Интернете момент, когда кортеж монгола останавливается в Улан-Баторе на красный свет.

Более того, есть и другая запись: президент идёт по улице в сопровождении нескольких телохранителей и останавливается на переходе в ожидании «зелёного». При таком президенте вряд ли какой-то чиновник рискнёт хамить на дорогах.


И у нас «оттепель»

Михаил Метцель/ТАСС

Понятно, что стиль а-ля Сталин, когда вдоль трассы закрывали все окна и вдоль дороги стояли молодцы в одинаковых габардиновых плащах, нынче не прибавит политикам авторитета. Помнится, Владимира Путина серьёзно критиковали за его предыдущую инаугурацию, когда его кортеж ехал по фактически мёртвому городу с закрытыми кафе и совершенно пустым, как после применения нейтронного оружия, улицам. Кому-то ещё пришло в голову показывать такую городскую пустыню сверху. Злые языки витийствовали: город побеждён.

Впрочем, и у нас начинают искать компромисс с автомобилистами. Ещё недавно поездки Путина на работу в Кремль напоминали войсковые операции. Долгое время он сохранял заведённый ещё при Ельцине порядок и даже повторял состав его кортежа. За исключением, конечно, скорой помощи, которая неизменно мчалась за прежним президентом.

С вершин гостиницы «Украина» или «книжки» мэрии было интересно наблюдать, как по совершенно пустой трассе мчатся полицейские «мерседесы», которые по пути перекрывают все возможные выезды на Кутузовский и Новый Арбат. Затем передовой минивэн с охраной, с небольшим промежутком следовало несколько одинаковых лимузинов. И замыкала кортеж опять охрана.

Понятно, что в стране, где террор всё ещё остаётся в повестке, меры охраны должны быть надёжными. Но и власть понимает, что надо искать компромисс с согражданами, которые после блокировки трассы заранее, минут за 40 до самого проезда, поминают первых лиц тихим незлобным словом. Потому-то всё чаще совещания президент проводит в Завидово, куда устремляется поток лимузинов с мигалками.

Фото Агентство «Москва»/Киселев Сергей

К слову, на Кутузовском, где не редкость страшные аварии, несколько раз пытались установить разделительный барьер-отбойник. Но тогда исчезла бы выделенная полоса, позволяющая мигалкам без проблем нестись вечером на дачи. Так что у нас есть ещё над чем работать. Но то, что премьер пересел на вертолёт, доказывает, что под облаками пробок ещё нет.