Как ожидается, уже 29 августа авторы законопроекта «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» и поправки в действующий закон «О защите прав потребителей» отправят свои предложения по досудебному регулированию споров онлайн в правительство. Ранее, напомним, представители фонда «Сколково» предложили государству предельно упростить разрешение споров между продавцами и потребителями товаров и услуг онлайн.
Ссылаются авторы законотворческий идеи на успешный мировой опыт и, само собой, последние громкие заявления с высоких и очень высоких трибун о развитии цифровой экономики.
Нотариус не нужен
Качество предлагаемых в Сети услуг, очевидно, прямо пропорционально самой культуре интернет-сёрфинга. Пока на Западе развивались и набирали силу онлайн-маркеты, в наших краях торговля через Сеть довольно долгое время считалась некоей экзотикой. Сложно сказать, когда последняя в России «шопоголичка» перестала в разговорах с подругами делать особый акцент на том, что вот эта сумочка и тот кардиганчик она заказала через Интернет. Привыкли, вроде, все. Через Сеть сегодня купить можно всё, разве что кроме уличной шаурмы. То же и с услугами: «бомбилы» на «шестёрках» практически ушли в прошлое, билеты в кино покупаем, находясь дома, скачиваем книги, музыку, фильмы и т. д., даже не задумываясь, что ещё лет пять тому назад двигаться приходилось куда больше.
А вот продавцы и поставщики услуг, как беспощадно свидетельствует практика, далеко не все привыкли к новой реальности и смирились с ней. Онлайн-коммерция в России болеет многими детскими болезнями, самая неприятная из которых — безответственность перед клиентом. По почте наложенным платежом пришёл брак? Бюро перевело удалённо важный документ на уровне семиклассника с массой ошибок? Таксист содрал плату за проезд в тройном размере, а диспетчер только сочувственно «отбрехался» и вернуть деньги никто не обещает? Гражданское судопроизводство в России весьма неповоротливо, даже когда речь идёт о споре между продавцом и покупателем офлайн, а уж если услуга или товар были оплачены через Интернет… Тут-то и должен будет на помощь прийти официальный и авторизованный законом онлайн-арбитр: предложить сперва сторонам договориться миром, а если не получится — предоставить истцу все необходимые для суда заверенные подтверждения сделки, включая фото- и видеосвидетельства случившегося безобразия.
Впрочем, как утверждает издание РБК со ссылкой на свои источники, авторы законопроекта решили всё же исключить некоторые виды услуг из-под действия такого посредника. Прежде всего те, которые оказываются в реальном времени, офлайн. Например, автосервисы, где можно удалённо заказать нужную манипуляцию для своего авто, но привезти его физически на место; сюда же отнесут, вероятно, разные косметологические услуги, перевозку грузов и предоставление коммунальных услуг. В общем, всё то, что при заказе онлайн предоставляется клиенту «на натуре» и с бумажной документацией. Если на ней присутствуют подписи сторон и мокрая печать, никаких прочих великих китайских церемоний не потребуется — судье будет всё равно, как именно услуга была оказана: по Интернету, по телефону или при личном визите в офис.
Цифровая Фемида
Также сервис не будет разбирать онлайн-конфликты между банками и клиентами (в данном случае отношения регулирует Центральный банк РФ) и между операторами сотовой связи и абонентами (соответственно — Минкомсвязь).
Правда, если верить тем же источникам, почему-то предлагается из-под компетенции онлайн-арбитра вывести сервис заказа такси. Конечно, клиента везёт живой водитель на настоящей машине, вот только вся сделка от и до совершается посредством приложения, вплоть до того, что некоторые сервисы списывают сумму за поездку ещё до подачи самой машины физически.
Что же касается реализации смелой и продвинутой идеи с онлайн-арбитром, предполагется, что это будет специальный единый ресурс обратной связи, который все поставщики услуг и продавцы товаров в Интернете должны будут интегрировать в свои сервисы. Ориентировочный срок внедрения и запуска — 1 января 2020 года. Для покупателей пользование электронным посредником будет бесплатным, расходы понесёт противоположная сторона.
По мнению юриста Мегги Хасиевой, предложенная идея с онлайн-арбитражем подоспела очень кстати. «Действительно, если спор касается сравнительно некрупной суммы денег и у каждой из сторон есть неопровержимые доказательства своей правоты, зачем затягивать решение конфликта бюрократическими проволочками, — соглашается эксперт с авторами законопроекта. — Кстати, нечто подобное уже реализуется на практике отдельными компаниями. К примеру, на „Алиэкспресс“: когда покупатель не получает товар от продавца вовремя или не доволен его качеством, он обращается в администрацию этой площадки. В качестве доказательств там достаточно предъявить переписку с продавцом или фото. И, если покупатель прав, уже перечисленные продавцу деньги возвращаются покупателю».
При этом госпожа Хасиева обратила внимание на важность защиты обеих сторон сделки. «Процедура доказывания требует самого серьёзного отношения, и потому справедливо исключать из перечня попадающих под онлайн-арбитраж услуг те, по которым необходимо большое количество офлайн-доказательств», — заключила юрист.