Контроль за работой губернаторов будет ужесточён. Теперь их деятельность будет оцениваться по уровню оплаты энергоресурсов бюджетными организациями и предприятиями. С подобной инициативой выступило Министерство экономического развития (МЭР). Такие меры, считают в ведомстве, повысят эффективность работы регионов и их руководителей. Насколько эта мера усложнит жизнь или, наоборот, принесёт свои плоды — узнавал News.ru.


Как отмечается, теперь губернаторы смогут получить «зачёт», если муниципальные и государственные унитарные предприятия, а также организации бюджетных сфер будут в сроки оплачивать услуги ЖКХ, пишут «Известия» со ссылкой на данные пресс-службы МЭР.

Государство, по всей видимости, крепко взялось за отечественных чиновников. Последние находятся под жёстким контролем, у них есть свой KPI, а параметры эффективности постоянно расширяются.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин отметил, что это не единственный критерий оценки, а предлагается он в качестве дополнения к уже существующим.

«Формальных критериев для оценки сейчас столько, что в них можно запутаться, а если не запутаешься, то выполнить их все на фоне того, что федеральный центр налагает на регионы всё больше обязательств, но практически не подкрепляет их источниками доходов, практически невозможно», — уверен Салин.

Поэтому появление этого критерия мало что изменит. Но, как говорил ещё Салтыков-Щедрин, несовершенство российских законов искупается их дурным исполнением. Федеральный центр может оценить деятельность губернаторов для галочки, в рамках определённых процедур, а может принять и реальное решение — пролонгировать полномочия того или иного губернатора или нет. В таком случае, поясняет эксперт, внимание обращается не столько на социально-экономические показатели, которые могут быть использованы «до кучи», сколько на способность главы региона держать под контролем общественно-политическую ситуацию. Также оценивается и риск массовой протестной активности, способность контролировать местные элиты, чтобы конфликты не вылезали наружу и чтобы у элиты не было возможности в своих конфликтах с властью использовать население.

«Вот по этим критериям в последние несколько лет и оценивают губернаторский корпус. Всё остальное — экономика и прочее — это для галочки. Не то, что на это не обращают вообще внимание, но это носит скорее справочный характер, чем характер информации, на основании которой принимаются решения», — заявил Салин.

Власти, по его оценке, и так давно уже ужесточили контроль за губернаторами — формально и неформально. Он отметил, что в этой связи некоторые отставки даже срывались, потому что возможности найти губернаторам замены не было — все потенциальные сменщики просто отказывались. Оно и понятно — свобода манёвра и возможности маленькие, а спрос очень большой.

Поэтому реальных, уверен собеседник портала, KPI больше не будет придумываться, если политическая ситуация в ближайшее время не изменится.

Иванко Игорь/АГН «Москва»

Обратно в СССР

В свою очередь, экономист Дмитрий Орешкин рассказал, что такого рода инициативы надо воспринимать не с точки зрения содержательности или полезности, а с позиции обозначения критических проблем.

«Это абсолютно советская логика — если у вас есть проблема, то примите решение или создайте структуру для её снятия. Проблема при этом не решается, не снимается, структура создаётся, а остаток — в верховных сферах появилась новая сфера для обеспокоенности», — заявил Орешкин.

В данном случае мы видим, что министерство озаботилось проблемой сбора коммунальных платежей. Население не платит, соответственно, надо возложить ответственность на губернаторов и дать им понять, что по этому параметру будут оценивать их эффективность. На самом же деле оценивать их эффективность будут совершенно по другим параметрам. Как отмечает экономист, главный среди них — обеспечение лояльности территорий.

«Все телодвижения, которые осуществляет МЭР, — это просто знак того, что наметились сложности с неплатежами. Денег нет, ситуацию надо как-то урегулировать, а другого способа, кроме как написать бумагу, они не имеют. Вывод — задача решена не будет, потому что губернаторы прекрасно понимают, кто определяет их политическую судьбу», — отметил Орешкин.

Он не исключает, что будет создан очередной многомерный формат оценки губернаторов. Все же теоретические рассуждения всегда проверяются на практических примерах. Так, по его мнению, эффективные сити-менеджеры по рейтингам политической стабильности обеспечивают прежде всего территориальную лояльность. За это государство прощает или закрывает глаза на долги и определённые проблемы региона.

«Это абсолютно советская модель», — подытожил он.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен