Российский производитель истребителей АО «РСК «МиГ» обзавёлся представительствами в Йемене и Польше наряду с традиционными партнёрами — Индией, Мьянмой, Сирией.
В годовом отчёте Объединённой авиастроительной корпорации за 2017 год, опубликованном 2 июля 2018 года, раскрыта информация о представительстве Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» (входит в ОАК). Если наличие филиалов МиГ в Сирии, Мьянме и Индии не вызывает удивления ввиду заключённых с этими странами крупных оружейных контрактов, то сведения (на 173-й странице) о представительствах корпорации в раздираемом войной Йемене и известной своими антироссийскими настроениями Польше вызывают вопросы.
В ОАК комментировать News.ru сведения о региональных представительствах МиГ отказались. В документе подчёркивается, что достоверность данных, содержащихся в годовом отчёте, подтверждена ревизионной комиссией ПАО «ОАК», заключение дано от 23 мая 2018 года. При этом в документах за 2016 и 2015 годы Йемен и Польша не упоминаются.
Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко напомнил, что ОАК — публичное акционерное общество, которое несёт ответственность за публичную отчётность, в том числе и перед акционерами. «Это не пресс-релиз, а официальный документ, к тому же заверенный ревизионной комиссией. Он проходит и финслужбу, и юристов, и бухгалтерию. Ошибка в такого рода отчётах крайне маловероятна. Во всяком случае, ошибок быть не должно», — сказал Дрозденко.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев не берётся судить, могли ли составители отчёта допустить ошибку, однако напомнил, что Йемен в постсоветское время был эксплуатантом самолётов МиГ-29. «Что касается Польши, то там есть истребители, полученные ещё от СССР. Теоретически можно предположить, что представители МиГ могут решать вопросы с поддержанием лётной годности и эксплуатации лётных машин в этих странах, — заметил эксперт. — В Польше есть авиаремонтный завод, специализирующийся именно на ремонте и модернизации истребителей МиГ. Плановые ремонты они могут выполнять у себя. Хотя многие вопросы с техническим сопровождением, предположу, можно решить, лишь взаимодействуя с создателями и разработчиками самолёта».
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не видит никаких проблем с тем, чтобы допустить реальность опубликованных сведений. «МиГи есть в Польше и Йемене, и почему бы там не быть корпорации? В первом случае политические заявления не препятствуют реальному сотрудничеству: если кому-то что-то надо, то заявления смогут обойти. Вполне вероятно, что они решили обратиться к МиГ: самолёты становятся всё старше, а обслуживание всё сложнее. Во втором случае я не удивлюсь, если наши представители окажутся с обеих сторон конфликта», — добавил эксперт.
Как отмечал News.ru, активная фаза вооружённого противостояния в Йемене началась с 2014 года, когда там произошли столкновения между повстанцами-хуситами из движения «Ансар Аллах» и сторонниками президента страны Абд Раббо Мансура Хади. В 2015 году в эту страну начала вторжение коалиция арабских государств под руководством Саудовской Аравии, которая поддерживает правительство Хади.
На вооружении ВС Йемена находился большой парк истребителей МиГ. Нельзя исключать, что определённые контракты по их обслуживанию не были разорваны и после начала военных действий, предположил руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семёнов. «В рамках их выполнения МиГ гипотетически могла поставить правительству Хади соответствующие детали и оборудование, которое тот мог реализовать своим союзникам по коалиции, на вооружении которых находятся те же образцы, в частности, Судану», — резюмировал эксперт.