Русская православная церковь с головой погрузилась в видеоблогинг. Теперь официально. На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ появилась инструкция по применению виртуального мира. Отныне любой священник, решивший податься в блогеры, может легко узнать все тонкости «новейшего вида апостольства». О главных положениях памятки и современных блогерах в рясах — в материале News.ru.

Подводные камни

В Церкви отмечают, что многие современные светские блогеры избрали для себя путь критики деятельности РПЦ. А значит, блогеры-священники призваны их доводы опровергать и защищать матушку-Церковь. При этом им необходимо сохранять любовь и терпение во враждебном виртуальном мире.

Конечно, священники ведут блоги за счёт собственных средств, поэтому зачастую проигрывают конкурентам по качеству картинки. К тому же у них мало времени на виртуальную реальность, а значит, мало выпусков, что в свою очередь приводит к медленному приросту аудитории. Но в РПЦ призывают своих клириков не отчаиваться и продолжать попытки наладить контакт со зрителями и читателями.

А главное — у видеоблогеров в сане есть «пристальное внимание и поддержка Матери Церкви».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Грани дозволенного

В инструкции также описаны определённые ограничения, которых должны придерживаться церковные блогеры в общении с «виртуальными прихожанами». Так, священники обязаны избегать тщеславия, погони за рейтингом, рекламы собственной персоны, «хайпа, кликбейта и троллинга».

Великая пасхальная вечерня в храме Христа СпасителяФото: АГН "Москва"/Сергей КиселевВеликая пасхальная вечерня в храме Христа Спасителя

Впрочем, монетизация видеоблога не возбраняется, ибо дополнительный заработок «не является греховным явлением, поскольку "трудящийся достоин пропитания"». Но в РПЦ напоминают: прибыль не должна становиться самоцелью. Сребролюбие — порок, с которым нужно бороться усилиями воли, молитвами и принятием церковных таинств.

Скользкие темы

Тематика православных видеоблогов может быть самой разнообразной, но границы дозволенного в использовании, например, мемов, определяются «нормами пастырской этики и эстетики».

Авторы инструкции отмечают, что с аудиторией нужно «разговаривать на одном языке», позволять себе эмоции, самоиронию, добрые шутки, умеренную жестикуляцию. Но священникам-блогерам строго-настрого возбраняется «ненормативная лексика, скабрезности, эротика, празднословие, лицедейство, оскорбительное поведение, унижение достоинства людей, демонстрация сцен насилия, распространение клеветы и другой непроверенной информации».

Клирик, ведущий видеоблог, также не может допустить в нём «высмеивание недостатков отдельных людей или групп, использование противоречий и напряженностей между людьми или группами, бравирование идеологическими штампами, употребление оскорбительных кличек и ярлыков».

Внешний вид в кадре

Некоторые рекомендации касаются внешнего облика блогера в сане. Например, священникам настоятельно рекомендуется появляться на видео «как минимум в подряснике или даже в рясе, желательно с наперсным крестом». Им также приличествует владеть грамотной речью и хранить христианское трезвомыслие.

Поп на джипе

Конечно, можно привести в пример массу священников, которые бездарно ведут свои блоги. Таких много. Как и в любой другой среде, в РПЦ есть множество фриков. Но давайте на этот раз поговорим о хорошем. В российской глубинке живёт священник Павел Корчагин, автор YouTube-канала и одноимённой страницы во «ВКонтакте» «Поп на джипе».

Он рассказывает о своих путешествиях по сибирскому бездорожью на стареньких «Ниве» и УАЗе. Кроме того, священнослужитель подробно описывает, как не даёт развалиться сельскому храму. А порой здраво рассуждает на животрепещущие темы, называя их «бомбическими и хайповыми».

Рассудительность молодого священника, его смешной говор — всё это располагает зрителей. Поэтому можно простить ему некоторые ошибки и просторечия, например, «циплят» и «митинги-шмитинги». Возможно, если бы все священнослужители Русской православной церкви были такими же искренне верующими, любящими и добрыми, в России впору было бы вводить государственную религию.