В эпицентре событий минувшего летнего курортного сезона в этом году оказалась Турция. Что ни день, то неприятные новости: вереница ДТП, в которых погибли как туристы, так и местные жители, напугавший многих вирус Коксаки, неквалифицированная или не вовремя оказанная медицинская помощь, приведшая к гибели отдыхающих, а под конец сезона ещё и банкротство туроператора. Конечно, проблемы бывают везде и у всех, но Турция этим летом неприятно удивила.
И тем не менее, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), на 1 августа 2017 года поток российских туристов в Турцию вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Год 2016-й в расчёт не берётся: из-за введённых санкций чартеры были запрещены, турпоток практически прекратился.
В общем, в этом году в Турции успели побывать более 2,5 миллиона россиян. Наибольшей популярностью у которых явно пользовалась Анталья. Почти 40% иностранных туристов в этом регионе — наши соотечественники.
Однако вышеназванные проблемы свои коррективы всё-таки внесли. Так, сообщения о вирусе Коксаки снизили спрос на турецкие курорты в августе сразу на 10–15%. Хотя тревожная волна уже схлынула.
«Вирус, безусловно, есть. И он в Турции точно зафиксирован. Есть он и в других странах Средиземноморья, и не только. Вирусом была охвачена и Мексика, обнаружен был и в США. На тех направлениях, которые продаются на российском рынке, случаи заболевания вирусом Коксаки были зафиксированы неоднократно», — констатировала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
При этом она пояснила, что оценка эпидемиологической ситуации на курортах не входит в компетенцию АТОР. Однако мнения бизнеса и туристов о том, насколько ситуация страшна, разошлись с представлением Роспотребнадзора, что и повлияло на снижение объёма продаж.
Перекрыть дорогу демпингу
Ситуация с банкротством туроператора Ted Travel не только внесла коррективы в отдых россиян на турецких курортах, но и стала предметом обсуждения главы Ростуризма Олега Сафонова с чрезвычайным и полномочным послом Турецкой Республики в России Хюсейном Лазипом Дириозом.
«Стороны договорились о совместной выработке мер по противодействию реализации участниками рынка демпинговых схем, которые негативно отражаются на состоянии туристской отрасли и ставят под угрозу права и законные интересы потребителей», — говорится в сообщении пресс-службы Ростуризма.
Однако, по мнению Майи Ломидзе, бархатный сезон серьёзных изменений в предпочтениях россиян не сулит и Турция останется лидером продаж. Да и новых банкротств в ближайшее время в АТОР не предвидят.
Бархатный сезон в Крыму
Несмотря на проблемы, возникшие летом на иностранных курортах, российские туристы не спешили на отдых в Краснодарский край или Крым. По информации «Интерфакса», турпоток в Крым, по разным оценкам, сократился от 6 до 20%.
Вместе с тем, по данным Ростуризма, в сентябре Крым обещает стать весьма популярным направлением у россиян.
«В сентябре доля забронированных авиабилетов в Крым выросла до 9%. В число самых популярных направлений самостоятельных путешествий по России в августе и сентябре также вошли Сочи, Анапа, Краснодар, Минеральные Воды», — говорится в сообщении Ростуризма.
Почти 50% туристов предпочитают отдыхать в Крыму с семьёй. А в бархатный сезон семейный отдых становится ещё и более экономичным, в том числе из-за снижения стоимости авиабилетов и номеров в отелях.
«Лето 2017 года показало достаточно стабильный спрос на внутрироссийские направления отдыха. Прогноз на „бархатный“ сезон также является благоприятным. Мы ожидаем, что, в целом по стране, внутренний турпоток сохранит положительную динамику», — цитирует пресс-служба Ростуризма Олега Сафонова.
Положительной динамике должно способствовать и предложение Минтранса и Минкультуры России о выделении субсидий туроператорам, работающим на внутренних направлениях.
«Стоимость туров для потребителей в результате может снизиться примерно на 10%. На первом этапе субсидии планируется ввести для организации отдыха на морских курортах Краснодарского края и Крыма», — сообщают «Известия». По данным издания, речь идёт о выделении 1 млрд рублей.
Такая идея должна понравиться туристам куда больше, чем курортный сбор, который вызывает сомнения даже у экспертов. К сожалению, пока инфраструктура и сервис на наших курортах оставляют желать лучшего. Так что у туристов возникает вопрос: за что же им придётся платить? Ведь гарантии, что деньги пойдут на запланированные цели, никто дать не может.
И с большой долей вероятности турецкие, болгарские, греческие и иные иностранные курорты своих клиентов удержат, несмотря на вирусы, банкротство и даже не всегда хороший сервис.