USD  66.5022 EUR  75.6197
GOLD1,246 $   Brent60.30 $ Bitcoin3,490.25 $
МОСКВА0°C03:22
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Стюардесса — как принцесса!

Ирина Иерусалимская (слева), Евгения Магурина (справа) facebook.com/ahmedova.marina

Ирина Иерусалимская (слева), Евгения Магурина (справа)

общество [ версия для печати ]
Московский городской суд поставил точку в деле стюардесс против «Аэрофлота» о дискриминации по размеру одежды

Эта судебная история началась ещё в 20-х числах февраля, а закончилась только сейчас. Однако, можно с уверенностью сказать, что она войдёт в историю. Ведь за истиц на этот раз реально переживала вся страна, по крайней мере, её женская половина.

Бабий бунт

А как иначе? Ведь какая женщина станет терпеть, если ей хотят «обрезать крылья» — запретить летать? А именно это и случилось с Евгенией Магуриной и Ириной Иерусалимской — стюардессами «Аэрофлота», которые в феврале этого года сделали тайное явным, рассказав о том, что происходит у них на работе. По сути — о дискриминации на основе внешних и возрастных признаков. Женщины решили бороться и подали иски в суд. В кратчайшие сроки история эта стала достоянием общественности.

Со слов стюардесс выяснилось, что с 2011 года «Аэрофлот» ввёл некий внутренний документ, согласно которому ежегодно весь состав бортпроводников компании «фотографировали и обмеряли», а далее на основании этого принималось решение о том, куда ещё можно, а куда уже не комильфо летать стюардессе. Причём «браковались» стюардессы, размер одежды которых оказывался больше 48-го. По словам Евгении Магуриной, стаж работы которой, к слову, составляет 15 лет, именно после такой процедуры в 2016 году её «задвинули», объяснив, что она «толстая» для полётов за границу, и урезав её маршруты до внутренних рейсов, что существенно сказалось на выплатах. И одновременно усложнило работу. По словам Ирины, летать после этого она стала только «ночью и ранним утром короткими рейсами. То есть у тебя по несколько бессонных ночей. Эти короткие рейсы — взлёт-посадка, взлёт-посадка. Я спала либо после рейса, либо перед рейсом. Моя жизнь превратилась просто в какой-то ад».

Вторая «восставшая» стюардесса — Ирина Иерусалимская (её стаж работы — 19 лет) — дополнила картину. Она рассказала, что «виной» стюардесс «Аэрофлота» признавался не только размер одежды, но и возраст. Со слов Ирины, «пострадали и люди, которые в этот размерный ряд входят, но уже по возрасту не подходят. Им открытым текстом говорят или намекают: „Сколько вы ещё собираетесь летать?“ Уходят такие профессионалы! Мне 45 лет. И что такого, что человеку исполнилось 45 лет? Куда ему идти — на улицу?.. Начинаешь чувствовать себя человеком второго сорта. Ты живёшь и вообще не уверена в завтрашнем дне. У меня, помимо сына, 80-летняя мать. Я единственный человек, который работает в нашей семье, и обязана о них заботиться. А моя зарплата постоянно падает, и я вообще не знаю, как дальше быть».


Они победили!

Что-что, а подобные проблемы поймёт любая российская женщина. Поэтому стюардессам, решившимся восстать против такого солидного оппонента, как сам «Аэрофлот», сочувствовали очень многие — история активно обсуждалась в Интернете и в прессе. И тем не менее, на первом этапе женщины проиграли. 18 апреля Тушинский суд Москвы отказал в удовлетворении иска стюардессе Ирине Иерусалимской, которая просила отменить пункт требования авиакомпании, определяющий размер одежды, рост и вес бортпроводников как дискриминационный. А 21 апреля так же поступил Пресненский районный суд Москвы, в который обращалась Евгения Магурина. Видимо, судьям оказалась близка логика, согласно которой «избыточный вес бортпроводника затрудняет проход по салону, может оказаться опасным при эвакуации, увеличивает расходы компании и обманывает ожидания клиентов». Однако стюардессы не сдались и решили обжаловать это в вышестоящей инстанции. И вот результат, который показывает, что в борьбе есть смысл, потому что без неё победы просто не бывает. 6 сентября 2017 года Мосгорсуд отменил предыдущие судебные решения и принял решение о признании не подлежащим к применению подпункт 7.1 требований «Аэрофлота», которые касаются физических данных сотрудников экипажа, — как раз тот самый, против которого протестовали женщины. Также суд постановил компенсировать обеим стюардессам моральный вред и погасить задолженность по надбавке к зарплате.

«Я думаю о том, как прошёл мой день... Сегодня в Мосгорсуде слушалось мое дело к ПАО Аэрофлот. Решение Мосгорсуда отменило решение суда первой инстанции в нашу пользу. Считаю нужным и важным сказать слова благодарности всем вам — людям, которым было небезразлично, что профессионализм не должен зависеть от размера одежды! Спасибо вам всем! Без вашего участия, без пристального внимания общественности, СМИ, правозащитников, профсоюзных органов и просто неравнодушных людей это было бы невозможно!!!!» — написала радостная Ирина Иерусалимская в своём аккаунте в Facebook.


Адвокат правового центра  телепрограммы «Человек и закон» Игорь Чёрный специально для портала News.ru:

— К сожалению, пока ещё нет судебного готового акта от Мосгорсуда, где было бы расписано, на основании чего суды первой инстанции были неправы. Насколько мне известно, там не было признано, что присутствует дискриминация. Получается, Мосгорсуд признал ненадлежащим внутренний нормативный акт «Аэрофлота» о размерах одежды по каким-то другим основаниям. Однако, тем не менее, в любом случае, это, конечно, победа — процесс с такой крупной, солидной и влиятельной компанией-гигантом не каждый день выигрывают простые граждане в суде. Кроме того, важно заметить, что создан прецедент. И хотя у нас не прецедентная система права, тем не менее, мы знаем, что нижестоящие суды оглядываются на решение вышестоящих. Соответственно, не исключено, что в ближайшее время может пойти целая волна дел такого рода. Причём по разным видам дискриминации. Поэтому я считаю, что то, что Мосгорсуд вынес такой судебный акт, это очень позитивно. 

Конечно, у нас не скоро станет, как в США или в Европе, где люди продуктивно борются за свои права. Страхов у россиян ещё очень много. Прежде всего — тот, что они понимают: даже выиграв де-юре, де-факто они вряд ли смогут продолжать на этом месте работать. Потому что какими-то другими способами их, как правило, потом выжимают с этой работы. И поэтому в этой истории вот что ещё важно: за конкретно этих женщин, этих стюардесс можно не бояться. Потому что в силу того, что дело получило очень большую огласку, они сейчас защищены. И все понимают это, и понятно, что, возникни вдруг какой-то новый виток «с запахом дискриминации» — это будет негативный фон для «Аэрофлота». А ему это совсем не нужно. Так что могу сказать, что эти женщины победили не только в правовом поле, но и получили информационную защиту. Можно не сомневаться — они будут летать!


самое читаемое

Другие новости
Top