USD  57.3392 EUR  67.4596
GOLD1.279 $   Brent58.26 $ Bitcoin5,351.13 $
МОСКВА13°C14:20

Родители в ужасе, чиновники — в эйфории

Результаты двух одновременно проведённых в РФ исследований о школе сильно разошлись DPA/TASS

Общество
Результаты двух одновременно проведённых в РФ исследований о школе сильно разошлись

Исследование проводилось по очень животрепещущему вопросу — довольны ли россияне школьным образованием. И вот, по данным Счётной палаты, получилось, что нет — положительно на этот вопрос ответили всего 17% опрошенных. А у Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) — ровно по-другому. Согласно их данным, работой школ удовлетворено большинство родителей. Кто прав?


«Трудно, дорого, страшно»

— Давайте я расскажу вам, как живёт наша семья, и вы сами сразу поймёте, довольны ли мы, родители, школой, — говорит мама третьеклассницы Иры из Москвы. — Дочь учится во вторую смену, каждый день по шесть уроков, забираем её в 18:30. А ложимся спать — всегда не раньше полуночи. Всё это время мы делаем уроки! Например, вчера сидели с чтением: было задание сочинить сценарий детского праздника, причём с использованием музыки знаменитых композиторов, стихов известных поэтов. Обязательно следовало прописать диалоги и игры. Как вы считаете, может ли ребёнок восьми лет сделать такое задание сам? Без родителей, которые ориентируются в Интернете? Я бы в свои 8 лет не смогла. Хотя, с другой стороны, точно помню, что в этом возрасте делала уроки сама, никогда не беспокоила родителей. Для современных же детей это просто невозможно — подобных заданий очень много.

— Школьная программа сейчас такая сложная, — возмущается мама четвероклассника из Подмосковья, — что порой не только я не могу решить задачу из его учебника, а все родители класса. Мы списываемся в коллективном чате и вместе думаем над решением. А один раз не смогли, и дети получили двойки. О том же, что ребёнок потянет учёбу сам, вообще не может быть и речи: у нас по всем предметам репетиторы. Чтобы оплачивать их, муж взял третью работу. А иначе я не уверена, что сын сможет сдать экзамены в конце 4-го класса.

globallookpress

А вот мнение мамы четвероклассника из Санкт-Петербурга:

— Артём отстаёт по учёбе давно. В саду мечтал о школе, а за эти годы просто «сдулся». Причём не помогают ни репетиторы, ни психологи. Сын — дисграфик, дислексик и дискалькулят, однако учительнице, знающей об этих проблемах, плевать. Проблемы нейропсихологии ей не близки. Её гораздо больше волнует проблема общей успеваемости класса, в которой он портит картину. В итоге сына за плохую успеваемость начали притравливать в классе. Особенно стараются отличники — называют его тупым. Я, конечно, думаю о переводе в другую школу, но, во-первых, не очень верю, что это всё изменит, а во-вторых, этот заключительный год начальной школы нужно как-то доучиться, дотерпеть...


«Хорошо, отлично, замечательно»

Таковы впечатления родителей, которых в личной беседе опросил корреспондент News.ru. Большой объём заданий, невозможность справиться без репетитора, вовлечённость родителей и тотальный контроль — вот резюме о школе многих. И, кстати, результаты исследования о школе, проведённого Счётной палатой, очень похожи на эти ответы. Так, согласно им, качество образования в школе устраивает лишь 17% родителей. 23% считают, что учителя лишь отрабатывают рабочие часы, а дети их не волнуют. Ну и огромная цифра опрошенных — 70% — считает, что знаний, полученных ребёнком в школе, точно не хватит, чтобы поступить в вуз, а значит, надо нанимать репетитора.

А вот эксперты Института прикладных экономических исследований с этим не согласны. Об этом в недавнем интервью журналистам рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко. По её мнению, работой школ удовлетворено большинство родителей. А отчего у Счётной палаты получились такие результаты? Потому что опрос проводился не у тех родителей и не так!

globallookpress

«Вопрос в том, насколько репрезентативна выборка. Мы уже пятый год ведём мониторинг эффективности школ по репрезентативной выборке, и нам родители на наши вопросы отвечают, что школа практически полностью справляется со своими функциями, что она даёт знания, что она воспитывает трудолюбие, дисциплину, что у школы достаточно хорошие отношения с родителями и с учениками», — заявила журналистам Клячко.

«Когда мы опрашиваем родителей, мы спрашиваем о ситуации конкретно в их школе, поэтому мы получаем вполне взвешенные ответы. Если вы спросите родителей о ситуации в образовании вообще, то они вам расскажут много ужасов, потому что они тоже читают газеты, они скажут, что всё плохо и детей не учат», — позже добавила она.

Соответствует таким заявлениям и статистика, которую приводит директор Центра. По её подсчётам, цифры получаются совершенно другие. Так, по словам Клячко, школой недовольны всего 12% родителей. Некоторое недовольство растёт, т.к. пять лет назад это было 7%. Но никакого резкого изменения родительского отношения нет.


Куда уходят цифры?

Однако, что интересно, одна цифра обоих исследований всё-таки практически совпала. Это процент родителей, которые считают, что их дети смогут сдать ЕГЭ без репетиторов и дополнительных занятий. Согласно результатам исследования РАНХиГС, таких у нас всего 27%. Счётная палата насчитала их 29%.

Однако, у Татьяны Клячко есть ответ и на это. И вот он какой интересный! По её мнению, эта цифра вовсе не означает, что школа не готовит к ЕГЭ. А цифра эта говорит нам немного о другом: о том, что ЕГЭ боятся родители! Откуда же у нас при такой идеальной школе развелось такое количество боязливых родителей, директор Центра экономики непрерывного образования не уточнила.


Top