Победителя конкурса определят после этой даты, в закрытом режиме.
Первый в стране музей Великой Отечественной войны был открыт ещё в 1942 году. Много лет идут разговоры о его реконструкции или создании нового музея. Даже планировалось начать его строительство ещё в 2016 году. Однако дело застопорилось. И вот в конце августа года нынешнего открылась выставка проектов нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».
Казалось бы, надо радоваться. Но происходящее вокруг болезненной для жителей Ленинграда-Петербурга темы не радует.
Новость о конкурсе буквально свалилась горожанам на голову, хотя на широком обсуждении ситуации с музеем уже много лет настаивают и ветераны, и блокадники, и общественники. Конкурс на разработку концепции хоть и объявили ещё весной, но как-то тихо. Видимо, решили, что кроме специалистов, остальным об этом знать не обязательно.
В список финалистов вошли девять архитектурных бюро, чьи работы и были на днях представлены в Манеже Конюшенного ведомства. И их перечень вызвал неоднозначную реакцию: пять участников из Санкт-Петербурга, один из Москвы и по одному из Норвегии, Германии и Финляндии. Именно иностранные участники по вполне понятным причинам и вызвали как минимум недоумение.
Блокада коснулась практически каждой семьи. И в каждой семье помнят, кто держал город в кольце. Возможно, что архитекторы из Германии и Финляндии — стран, чьи солдаты окружили город и ждали, пока его население вымрет от голода — хотят своим участием принести извинения. Но стоит вспомнить и о том, что музыка великого немецкого композитора Рихарда Вагнера в Израиле не исполняется до сих пор. А ведь он жил в XIX веке.
Выдержит ли бюджет новые потрясения?
На строительство нового музея Смольный планирует выделить 2 млрд рублей. Ещё 17 с лишним миллионов выделено на проведение конкурса. И, по мнению некоторых общественников и посетителей столь короткой выставки, если немецкие и финские архитектурные бюро хотят своим участием загладить вину перед Ленинградом, то разрабатывать концепцию они должны бесплатно.
Честно говоря, решение о выделении из бюджета огромной суммы на строительство пусть и столь важного для города музея также вызывает вопросы у многих. До сих пор не утихли скандалы, связанные со строительством крупных объектов. В числе самых громких — стадион на Крестовском острове.
Выдержит ли бюджет города? От каких статей бюджета могут оторвать деньги: социалка, строительство метро? И может быть, Министерству культуры, вместо выделения средств на неоднозначные проекты, стоит поучаствовать в создании музея блокады в Петербурге?
И ещё немного истории
Когда-то музей в Соляном переулке занимал целый квартал площадью 47 тыс. кв. метров. В 50-е годы прошлого века весь комплекс был передан Минобороны. Как рассказали нам в музее, только в 80-е годы было принято решение о выделении музею помещений. Однако они сравнительно небольшие. Фактически это экспозиционный зал, холл и фондохранилище. Никакой гостиницы, как сообщили некоторые СМИ, в музее сейчас нет.
В планах — создание комплекса с выставочными залами, фондохранилищем, образовательным центром, НИИ памяти, которые расположатся, по предварительной информации, на Смольной набережной, в доме № 2. Правда, непонятно, чем руководствовались чиновники, включая в задание для архитекторов некоторые пункты: зона приёмов, ресторан и др.
Архитекторы свою работу выполнили. Проекты представлены, хотя времени на ознакомление с ними не так много. Своё мнение о них посетители высказывают, не всегда оно лестное. На сайте комитета по градостроительству также есть возможность высказаться.
Остаётся надеяться, что мнение жителей города будет учтено при подведении итогов. В замерзающем и голодающем Ленинграде люди умирали прямо на улице. Хотелось бы, чтобы новый музей стал памятником всем погибшим, всем защищавшим город, а не местом для приёмов и весёлых гулянок.