Власти Саудовской Аравии продолжают пожинать последствия скандала вокруг убийства журналиста Джамаля Хашогги, который подвергся мучительным пыткам в саудовском консульстве в Стамбуле. Для минимизации рисков растущей международной изоляции Эр-Рияд, похоже, готов инициировать диалог со своим заклятым региональным соперником — Тегераном. Переговоры на министерском уровне были проведены в Багдаде, говорят дипломатические источники.
Репутационный ущерб, который понёс Эр-Рияд в связи с кровавым преступлением на территории его дипломатической миссии, действительно волнует саудовский правящий дом. На это указывают сообщения, согласно которым один из фондов Саудовской Аравии нанял нью-йоркскую коммуникационную фирму для улучшения имиджа и проведения «чёткого разграничения» между потрясшими весь мир действиями убийц и королевской семьей. Согласно документации, опубликованной на официальном сайте Министерства юстиции США, компания Karv Communications подписала контракт (на $120 тысяч в месяц) с Государственным инвестиционным фондом, который, как известно, возглавляет наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед. Декларируется, что деятельность компании будет сосредоточена не только на улучшении имиджа королевства, но и на укреплении доверия с ключевыми международными игроками.
Ситуация вокруг дела Хашогги даже подтолкнула Саудовскую Аравию к тому, чтобы навести мосты со своим едва ли не главным геополитическим соперником — Ираном. В арабоязычных СМИ приводятся данные дипломатических источников, согласно которым старший помощник главы МИД Ирана по особым политическим вопросам Хусейн Джабери Ансари и государственный министр Саудовской Аравии по делам стран Персидского залива Тамер аль-Сабхан провели переговоры на иракской территории. Предполагается, что саудовская сторона пошла на это в связи с усиливающимся международным давлением.
«Переговоры отразили сложную ситуацию, в которой оказалась Саудовская Аравия на фоне кризисов из-за войны в Йемене и убийства журналиста Джамаля Хашогги в саудовском консульстве в Стамбуле», — заявил дипломатический источник.
Мохаммед, которого, как известно, склонны винить в организации убийства Хашогги, сейчас готов смягчить свою риторику в отношении Ирана.
Аль-Сабхан дорог наследному принцу тем, что он уверенно обеспечивает дипломатический аккомпанемент саудовских прокси-войн в регионе. В государственном министре, которого с треском сместили с поста саудовского посла в Ираке несколько лет назад из-за его критических замечаний в адрес шиитских вооружённых формирований, нередко видят главного проводника саудовской политики, даже более значимого, чем глава МИД. Несмотря на то, что аль-Сабхан не отличается терпимостью по отношению к региональным оппонентам Саудовской Аравии (именно он назвал «Хезболлу» «партией сатаны»), ему приписывают немаловажную роль в реализации теневых контактов с этими же оппонентами — Ираном и его сателлитами.
На минувшей неделе Аль-Сабхан участвовал в визите саудовской делегации в Багдад, в ходе которого обсуждались экономические связи между Саудовской Аравией и Ираком. Вероятно, тогда и состоялась негласная встреча с иранским дипломатом. Её результаты, следует отметить, вряд ли станут известны.
Нельзя исключать и того, что ливанский источник, опубликовавший данные о переговорах на министерском уровне в Багдаде, манипулирует истинными причинами, побудившими Эр-Рияд использовать канал связи с Тегераном. Саудовская Аравия не раз прибегала к закулисным переговорам в случае необходимости, в том числе — с Исламской Республикой. Некие попытки договориться предпринимались и ранее, например, на йеменском направлении: в инициированном разговоре с повстанцами-хуситами Эр-Рияд тогда выступил от своего имени, без посредников.
Западные страны делают шаги в сторону оружейного эмбарго в отношении королевства, однако пока недостаточно слаженно. Если в европейских столицах и есть некое понимание того, что Саудовскую Аравию необходимо наказать за преступление в Стамбуле и за войну в Йемене, то в Вашингтоне готовность применять ограничительные меры пока демонстрирует только законодательная власть. Конгресс хочет при помощи резолюций заставить президента Дональда Трампа отказаться от сделок с Эр-Риядом. Но такие попытки пока остаются безуспешными.