Усиление американского давления на Иран, которое накануне вылилось в пересмотр статуса одной из важнейших военно-политических организаций республики — Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), предсказуемо приводит к обострению борьбы за региональное лидерство. Тегеран продолжает искать пути быстро и безопасно выстроить транспортный путь, который бы тянулся к Средиземному морю — через Сирию и Ирак. Багдад, испытывая на себе постоянные упрёки и угрозы США, видимо, готов помочь своему соседу реализовать амбициозные планы.

Дипломатическая конфронтация между США и Ираном вокруг статуса КСИР вылилась в реальные угрозы применить силу. Исламская Республика в ответ на внесение Корпуса в список террористических организаций, недолго думая, признала в своей юрисдикции американские вооружённые силы вне закона. Впрочем, командиры КСИР не преминули напомнить США, что угроза для их ВС может возникнуть в любой точке Западной Азии. Вероятно, принимая это во внимание, госсекретарь США Майк Помпео выступил в начале недели с предостережением, что любое нападение на американские войска не останется без последствий. По словам шефа американской дипломатии, администрация США стремится к тому, чтобы Корпус, который, как известно, глубоко интегрирован в экономику Ирана, оказался токсичным для заграничных компаний.

госсекретарь США Майкл ПомпеоФото: Ting Shen/Xinhua/Global Look Pressгоссекретарь США Майкл Помпео

На бизнесе и банках во всём мире теперь лежит ответственность за предоставление гарантий, что компании, с которыми они проводят финансовые транзакции, никаким образом не связаны с КСИР, — сказал Помпео.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

С учётом того, что КСИР (его командование) и без того частично находится под американскими запретительными мерами, очередные санкции США вряд ли могут нанести серьёзный финансовый ущерб для Корпуса. Да и сам Иран, находящийся не под одним пакетом американских санкций, вряд ли остановит свои попытки найти новые источники финансирования. Так, сейчас республика ищет способы связать Тегеран с сирийским Дамаском и иракским Багдадом. ИРИ уличили в строительстве сети автомагистралей и железнодорожных путей, которые свяжут Сирию с Ираном через Ирак и фактически легитимируют так называемый шиитский коридор. Вице-президент Ирана Эсхак Джахангири подчеркнул решимость своей страны соединить Персидский залив с Сирией и Средиземным морем.

Мы надеемся, что препятствия будут устранены благодаря присутствию частного сектора, — сказал чиновник, выступая на совместном ирано-иракском торгово-экономическом форуме.

Железнодорожный вокзал  в столице ИранаФото: Rouzbeh Fouladi/Global Look PressЖелезнодорожный вокзал в столице Ирана

Сейчас в планах Тегерана и Багдада — закончить строительство железной дороги, которая бы связывала иранский приграничный город Шаламчех и иракскую Басру.

По данным i24NEWS, иранские компании, которые находятся под американскими санкциями за предполагаемую связь с Корпусом, недавно приступили к разгрузке в сирийском портовом городе Латакия, административном центре провинции, где находится российская военная база. Активность иранцев вызывает подозрения в том, что иранский торговый путь возрождается и может быть использован для доставки оружия и контрабанды. Средиземноморский порт, который находится на западном побережье Сирии, уже служил транзитным пунктом для переброски оружия и оборудования для изготовления боеприпасов в САР. Впрочем, на фоне усиления международного контроля над морскими маршрутами в этом регионе власти Исламской Республики были вынуждены доставлять военные грузы в Сирию, используя гражданский воздушный маршрут.

Накануне премьер-министр Ирака Адиль Абдул-Махди посетил Тегеран для переговоров с президентом Ирана Хасаном Рухани, что стало лишним свидетельством дальнейшего углубления связей между двумя соседями. Визит иракского премьера в Тегеран последовал за поездкой Рухани в Багдад около месяца назад. На совместной пресс-конференции Рухани поприветствовал единство позиций Ирана и Ирака по ключевым региональным вопросам. Так, Тегеран и Багдад близки в оценке проблем вокруг статуса Иерусалима, Голанских высот в Сирии и будущего войны в Йемене. Как нетрудно догадаться, в настоящее время страны одинаково смотрят и на необходимость сохранения в Сирии и Ираке американского военного контингента. Глава иракского правительства дал понять, что в соответствии с Конституцией Ирака, иностранные войска или боевики не смогут использовать иракскую землю для нападений на Иран. А это значит, что иракское правительство закрепило за собой статус иранского союзника. Не исключено, что именно укрепление региональных связей и более глубокая интеграция в структуры Ирака и Сирии являются ответом Ирана на американское давление.

Иран и Ирак также договорились о сотрудничестве в области ПВО, чтобы противостоять вызовам в воздушном пространстве. Об этом сообщил журналистам глава Генштаба Вооружённых сил Ирана генерал-майор Мохаммад Багери после встречи со своим коллегой из Ирака Османом аль-Ганими. Иранский военачальник пояснил, что координация направлена на противодействие воздушным угрозам, которые могут исходить со стороны западных границ Ирана. Не исключено, что это намёк на Израиль.