Смертоносные вулканы спасут от глобального потепления

Вулкан Килауэа на Гавайях Global Look Press/ZUMAPRESS.com/USGS

Вулкан Килауэа на Гавайях

Только извержения могут спасти планету от полного уничтожения всего живого

Мощное извержение вулкана люди привыкли воспринимать как страшное бедствие. Загрязнение воздуха, гибель урожая, а порой и десятки жертв среди местных жителей — казалось бы, что может быть хорошего в вулканах? Учёные сделали неожиданное открытие: только извержения спасут планету от глобального потепления, которое вот-вот уничтожит всё живое.

Не было бы счастья

Западные учёные установили, что неминуемое потепление может остановить только глобальное затемнение Земли. Результаты исследования опубликованы на sciencenews.org. Специалисты изучили последствия мощнейших извержений вулканов, произошедших за последние десятилетия.

Оказалось, что было только два достаточно сильных извержения, в процессе которых частицы от них заполнили стратосферу планеты. Первое — это извержение 1982 года в Эль-Чичоне в Мексике. Стратосферное облако сделало несколько отчетливых оборотов вокруг Земли. Второе извержение произошло на Филиппинах на горе Пинатубо в 1991 году. Пепел, выброшенный им, закрыл непроницаемой завесой участок небосвода площадью 125 тысяч кв. км. Территория на этой площади на несколько часов погрузилась в полный мрак. На протяжении следующих месяцев в атмосфере наблюдался глобальный слой сернокислотного тумана. Было зарегистрировано падение температуры на 0,5 градуса. Таким образом, из-за извержения этих двух вулканов на какое-то время увеличилась аэрозольная оптическая глубина атмосферного слоя, и планета получила меньше солнечного света и тепла.

Вулкан  Эль-Чичоне через 7 месяцев после извержения (4 ноября 1982 год)Wikimedia Commons/NASA

Вулкан Эль-Чичоне через 7 месяцев после извержения (4 ноября 1982 год)

«Мы можем использовать эти извержения в качестве естественного эксперимента», — считает один из авторов исследования, сельскохозяйственный экономист из Калифорнийского университета в Беркли Джон Проктор. Он добавил, что двуокись серы, выброшенная из вулканов, трансформировалась в сульфатные аэрозоли в стратосфере и оставалась там в течение двух лет.

Проктор с коллегами обработали данные по температуре, осадкам, облачному покрову, стратосферным аэрозолям и спутниковым измерениям солнечного излучения, собранные с 1979 по 2009 годы. Оказалось, что извержения на какое-то время создают то самое затемнение, которое необходимо для спасения планеты. Учёные считают, что их исследование в дальнейшем поможет найти ключ к предотвращению глобального потепления.

Извержение Пинатубо в 1991 годуWikimedia Commons/USGS/Dave Harlow

Извержение Пинатубо в 1991 году

Побочные эффекты

К сожалению, за спасение придётся заплатить высокую цену. Погибнут урожаи кукурузы, пшеницы, соевых и риса. Они не смогут вырасти из-за нехватки солнечного света и тепла. Чтобы не умереть от голода, человечеству необходимо придумать, чем заменить столь необходимые растения. Но учёные не унывают: фермеры могут переключиться на выращивание различных видов культур, которые терпимее к уменьшенному солнечному свету.

Специалистам также предстоит придумать, как минимизировать последствия загрязнения воздуха в результате извержений.