Работодатели обычно крайне негативно относятся к тому, что их сотрудники время от времени «залипают» в соцсетях и на развлекательных сайтах. Однако на самом деле ничего плохого в этом нет, заявляют американские и израильские учёные по результатам масштабного исследования этого широко распространённого по всему миру явления.


Не секрет, что во многих компаниях, как российских, так и иностранных, процветает настоящая интернетофобия. Даже вполне успешного и эффективного сотрудника легко могут уволить просто за то, что он в рабочее время и с рабочего компьютера открыл страницу социальной сети или зашёл на сайт с развлекательным контентом. Отдельные работодатели доходят до того, что чётко делят всю Глобальную сеть на сайты, разрешённые к посещению с рабочего места, и на все остальные, категорически запрещённые. Действительно ли такое поведение повышает результативность и эффективность сотрудников? Вот уж вряд ли, говорят психологи.

Global Look Press/imagebroker.com/Carlos Sanchez

«Киберлофинг (cyberloafing — то самое использование Интернета в рабочее время в личных целях) признан формой контрпродуктивного поведения на рабочем месте, которое может нанести вред организации. В своём исследовании мы отстаиваем противоположную точку зрения и утверждаем, что киберлофинг является потенциально полезным занятием, поскольку помогает сотрудникам справиться со скукой», — пишут авторы нового исследования, опубликованного в авторитетном научном журнале Computers in Human Behavior.

Чтобы прийти к таким выводам, объединённой команде психологов и социологов из израильского Университета Хайфы и американского Университета Южной Флориды пришлось провести анкетирование почти 500 сотрудников высших учебных заведений, расположенных в юго-восточной части США. Вопросы, на которые отвечали участники опроса, касались взаимоотношений между скукой на рабочем месте, недозагрузкой рабочими заданиями, «залипанием» в Сети и воровством принадлежащих работодателю предметов.

Global Look Press/picture alliance/Robert Schlesinger

Как оказалось, недостаточная загруженность рабочими заданиями, ощущение скуки и киберлофинг замечательно коррелировали между собой. При этом воровство и другие формы по-настоящему контрпродуктивного поведения сотрудников не показали практически никакой связи с зависанием в соцсетях. Естественным выводом из этой ситуации и стала позиция ученых.

«Киберлофинг — довольно естественный ответ на скуку, испытываемую на рабочем месте, заметно отличающийся от других, более вредных форм контрпродуктивного поведения. Он возникает в ситуации, когда рабочая нагрузка слишком низка, и обычно не может причинить ущерба выполняемой работе. Просто не переусердствуйте!» — заявил ведущий автор исследования Шани Пиндек (Shani Pindek), работающий психологом-исследователем в Университете Хайфы.

Итак, посещение Facebook или «Одноклассников» является просто защитным механизмом для борьбы со скукой и вовсе не препятствует эффективной работе над имеющимся служебным заданием. По мнению экспертов, куда большую угрозу для работодателя представляет не посещение соцсетей и развлекательных сайтов, а неосторожное поведение в Сети, чреватое заражением рабочих компьютеров разнообразными вирусами. Кроме того, активность сотрудников в соцсетях может привести к утечке конфиденциальных корпоративных данных, причём раскрыть «секрет фирмы» работник может даже неосознанно, просто «запостив фоточку».

TASS/Barcroft India/Younes Mohammad

Так, например, во время американской кампании в Ираке неосторожно выложенное в Facebook одним из солдат фото своих вертолётов с геотегами привело к миномётному обстрелу, уничтожившему сразу четыре боевые машины. Но это уже совсем другая история.

Теперь же исследователи намерены заняться выяснением связи киберлофинга с уровнем стресса, испытываемого сотрудниками на рабочем месте. Поможет ли рассматривание гифок с кошечками улучшить настроение после встречи с особо неприятным коллегой, и стоит ли выходить в соцсеть после разноса, устроенного начальником? Ответы на эти вопросы будут даны после очередного масштабного опроса.