Не иначе как музыкальным называют еловый лес в итальянской провинции Трентино. Туристам, приезжающим на элитный курорт Валь-ди-Фьемме, любой местный житель обязательно расскажет о том, что пешие и конные прогулки летом и виражи на горных лыжах зимой они совершают в окружении величественных деревьев, из которых ещё Страдивари делал свои знаменитые скрипки. Секрет уникального звучания этих инструментов до сих пор не разгадан. Причём сами итальянцы, похоже, совсем не заинтересованы в развенчании этого мифа.


Среди добровольных гидов есть и так называемые зазывалы — они с подкупающей итальянской искренностью направляют приезжих в туристические бюро, которые предлагают за умеренные деньги более подробно познакомиться с многовековой историей трёх природных парков Трентино, «зелёным языком» захвативших большой кусок территории на севере страны. Цена вопроса — €15–20 с человека в небольшой группе. А тех, кто готов заплатить больше, приглашают в путешествие на юг длиною в 135 км, чтобы посетить Кремону — город, который у всякого просвещённого обывателя прочно ассоциируется с именем скрипичного дела мастера Страдивари. На машине не больше полутора часов до местечка, где он творил чудеса.

Именно этот маршрут, но в обратном направлении — из Кремоны на север в Трентино, — более трёх с половиной веков назад преодолевал великий Антонио Страдивари. На повозке, запряжённой лошадьми, это было долгое путешествие, но ближе еловых лесов от дома скрипача не было.

памятник Антонио Страдивари на площади Страдивари в городе Кремонапамятник Антонио Страдивари на площади Страдивари в городе КремонаMasci Giuseppe / Tips Images/Global Look Press

Поэтому мастер был «обречён» работать именно с фьеммской древесиной. А между тем прекрасно подходящие для создания скрипок ели растут в Тирольских Альпах — и там, кстати, активно развивается этот бизнес. Правда, больше известный специалистам и самим музыкантам. Для тамошних туристов не нашлось второго Страдивари, а первый просто физически не мог сюда доехать — хайвеев же не было в те далёкие времена.

Хорошие скрипки получаются из клёнов, например, произрастающих на Кавказе и в Карпатах. Кстати, по одной из версий Страдивари пытался сделать корпус скрипки из клёна, у которого более жёсткая древесина, зато долговечная.

Но в итоге свой скрипичный бизнес великий мастер выстроил именно на фьеммских елях. Страдивари за свою жизнь создал более тысячи инструментов (в том числе альтов и виолончелей), до наших дней дошла половина из них. Скрипка Страдивари — это «правильная» инвестиция. Согласно статистике, только в период с 1960 по 2008 годы цена инструментов работы мастера выросла на 26 000% — эта динамика опережает рост золота и фондовых рынков.

Озеро Карерзее перед Латемаром, провинция ТрентиноОзеро Карерзее перед Латемаром, провинция ТрентиноSonja Jordan/imageBROKER.com/Global Look Press

В поисках разгадки тайны уникального звука скрипок кремонского кудесника специалисты не исключили, что весь секрет в составе лака, которым покрывалась поверхность инструментов. А как же тогда вся эта красивая история со скрипичным лесом Трентино? Удачный маркетинговый ход. Безусловно. Итальянцы бережно относятся к своей славной истории и культурным ценностям и умеют эти ценности конвертировать в «деревянную валюту», в нашем случае — лес в Трентино.

Поэтому настоящей трагедией для деревообрабатывающей и туристической отраслей страны стал невиданный по силе ураган, пронёсшийся прошлой осенью над Доломитовыми Альпами и уничтоживший заросли знаменитых музыкальных елей (лесозаготовки в Трентино составляют 43% от общего национального объёма). Миллион кубометров ценнейшей древесины оказались на земле и начали покрываться плесенью и гнить. Всех неравнодушных к музыке людей попросили одолжить денег с последующим возмещением на ликвидацию последствий ЧП.

Поэтому если вы вдруг отправитесь в путешествие по Италии и окажитесь в провинции Трентино, то не удивляйтесь, что местные волонтёры любезно попросят вас скинуться на сохранение и новые посадки знаменитых местных елей, из которых... Страдивари делал свои уникальные скрипки.