Китайцы решили всех культурно перехитрить и организовали новый музыкальный конкурс с беспрецедентным призовым фондом. Победитель завершившегося на этой неделе (21 мая) The first China International Music Competition, где своим мастерством мерились пианисты, получил небывалые по меркам современных музыкальных состязаний деньги — $150 тысяч.
Даже те, кто с классикой, как говорится, «на вы», под впечатлением от увиденного ценника невольно заинтересуются этим «крутым» проектом. А его инициаторам — Пекинской консерватории — ровно это и нужно. По крайней мере, на первой стадии реализации амбициозной задачи — ни много, ни мало — превращения Китая в мировой центр современной классической музыки.
Как составить достойную конкуренцию европейцам, американцам и россиянам, к настоящему моменту преуспевших в организации престижных музыкальных конкурсов с громкими именами членов жюри и внушительным призовым фондом?
Самое быстрое и простое решение — щедро заплатить участникам конкурса и купить внимание к себе уже со стороны профессиональных деятелей этого рынка. Самые дотошные наблюдатели наверняка сравнят бюджеты пекинского конкурса, например, с размером призовых на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, который меньше чем через месяц (17 июня) начинается в двух российских столицах. Что же мы видим — обладателям Гран-при во всех шести номинациях обещано по $100 тысяч плюс $30 тысяч призовых. Это очень достойное вознаграждение, но сумма всё равно меньше той, что выложили китайцы.
Совсем скромно на этом фоне выглядят $50 тысяч для обладателя Золотой медали конкурса имени Вана Клиберна (Van Cliburn) в Форт-Уэрте (США).
Логика музыкальных инвестиций китайцев абсолютно прозрачна. Куда сложнее быть объективными в определении победителя соревнования. Но и здесь всё сработано четко — репутационные риски на старте грандиозного проекта обесценят огромные вложения в конкурс. Нет никаких вопросов к составу участников смотра и не вызывает сомнения, что его лауреаты заслужили огромные призовые. Достаточно назвать двух российских пианистов, пробившихся в финал, — это Александр Малофеев, ученик Московской музыкальной школы имени Гнесиных, победитель нескольких юношеских конкурсов, и Арсений Тарасевич-Николаев, выпускник Московской консерватории. Лауреатом второй премии стал Александр Малофеев, за что ему вручили $75 тысяч. В два раза больше — те самые фантастические $150 тысяч и первую премию отдали Тони Сыци-Юню. Музыкант представлял Канаду. Пусть никого не смущают китайские корни триумфатора. Ничего субъективного в этом выборе нет, жюри не играло на патриотических чувствах устроителей конкурса. Мастерство исполнителя не подлежит сомнению — юноша учится сейчас в лучшем музыкальном заведении мира — американской Джульярдской школе.
И это, как ни странно, смущает китайцев. Они хотят, чтобы побед на престижных музыкальных конкурсах добивались их соотечественники, непременно обучающиеся в национальных вузах, той же Пекинской консерватории. Следующий шаг долгосрочного проекта по завоеванию мира классической музыки — это приглашение в этот вуз высоко профессиональных специалистов, которые смогли бы «ковать» будущих звёзд академического исполнительства. Причём не только пианистов, но и по другим специальностям. Этому уже есть подтверждение. Не успели отзвучат финальные аккорды заключительного гала-концерта с участием лауреатов первого пекинского конкурса, как было объявлено, что это состязание будет проходить ежегодно по различным специальностям. И что-то подсказывает, что следующими будут скрипачи и лучшим из них приготовят не менее солидные призовые. А может быть, китайцы решат обновить нынешний мировой рекорд в $150 тысяч.