Находящийся в сложных отношениях с руководством РПЦ диакон Кураев возложил вину за неудачный вывод спутника на освятившего ракетоноситель епископа Лукиана. Словно речь идёт о страховом случае, а церковный иерарх давал твёрдые гарантии успеха запуска.
Естественно, возникает резонный вопрос: так что благословлял Лукиан — железо или всё-таки труды многих людей, вложенные в создание одного из самых сложных аппаратов? Скорее, всё-таки людские старания. И не вина епископа в том, что кто-то что-то не рассчитал, недотянул гайку или, как уже было, перевернул какую-то деталь вверх ногами. Любой богослов и теолог объяснит вам, что Бог знает всё заранее, но у человека всё равно остаётся свобода воли. А потому он может использовать её во благо, а может, как, собственно, и произошло, во зло — в силу своей лени, невнимательности, некомпетентности.
Издавна на Руси говорили: на Бога надейся, а сам не плошай. А потому предки наши молились, принимали благословения на ратные подвиги, но шли осваивать просторы Сибири, проливали кровь на полях бесчисленных сражений не из-за боязни кары высших сил, а из чувства патриотизма, широты русской души, жажды приключений и подвигов.
Понятно, что наши люди, особенно принадлежащие к зрелым поколениям, иногда испытывают чувство когнитивного диссонанса. Очень быстро наша страна из чисто богоборческой превратилась в державу, в которой религия рассматривается в качестве одной из духовных скреп. Но это не значит, что РПЦ должна превратиться в одну из производительных сил. И тем более нести ответственность за разные наши неустройства. Она лишь может поддержать идущего, вдохновить жаждущего, утешить страждущего.
Да и вообще, тот разгонный блок могли собирать убеждённые атеисты, что, естественно, никоим образом не может служить им оправданием.
Как говорил кюре в романе Ромена Роллана «Кола Брюньон»: «Мы с Богом вам не подёнщики». Речь шла об очередной просьбе горожан о дожде.
К слову, если, по мнению Кураева, освятивший ракету епископ должен нести ответственность за её эффективность, то выходит, что каждый приходской священник просто обязан отвечать за каждый брак. укреплённый его венчанием. А в случае развода нести моральные и материальные издержки. Вон Пугачёву во второй раз обвенчали. Может, наказать того батюшку, что освятил её брак с Киркоровым? Наложить на него епитимью?
Давайте всё-таки конструкторы будут отвечать за надёжность своей продукции, страховые компании — покрывать издержки неудач, а Церковь — помогать людям разбираться в самих себе. И сим, как говорится, победим.