И в этом, поверьте, нет ни грамма преувеличения. На сегодняшний день свободный сбор валежника является сугубо незаконным и подпадает под статью Лесного кодекса наравне с незаконной вырубкой деревьев. Для лиц, осуществляющих сбор «мёртвых деревьев» (падалицы), предусмотрено наказание вплоть до двух лет тюремного заключения.
Если вдуматься, сборщиков падалицы закон карает за то, что те выступают в роли санитаров леса, проводят уборку древесной мертвечины, являющейся, как известно, одной из основных причин лесных пожаров. Их бы не сажать за это впору, а медали им вешать. Однако пока валежник трогать не моги, будто это залежи золота, алмазов, нефти или газа.
Наконец, абсурдность ситуации дошла и до депутатов — законопроект рекомендован Госдуме к принятию в первом чтении. В случае если он станет законом, в лесу разрешат сбор не только коры, еловой лапы или бересты, но и валежника (поваленных деревьев, кустарников или их частей, повреждённых в результате неблагоприятных погодных условий или по иным естественным причинам).
«Закон о валежнике» не только отменит для россиян наказание за его сбор для растопки бань и отопления домов, но и поможет очистить лес от пожароопасного сухостоя. Важно также и то, что это снизит уровень заражённости лесных массивов различными вредителями, которые наиболее охотно размножаются именно в падшей древесине.
В принципе, собирать валежник можно и сегодня, но для этого надо получить соответствующее разрешение. На это, учитывая нашу бюрократическую рутину, могут уйти недели, а то и месяцы.
В большинстве стран подобной тягомотины не существует — сбор валежника разрешён. Гражданам предоставлено право беспрепятственно собирать сухие ветви и стволы, использовать их в собственных целях. Кое-где разве что запрещается превращать сбор валежника в бизнес — тоннами вывозить его из леса и продавать. Мол, это уже будет чересчур — с валежником этак могут и весь живой лес повывезти.
Что ж, депутаты в кои веки собрались пойти навстречу рядовым гражданам, которые, согласно данным социологов, всё больше делают ставку на натуральное хозяйство — выращивание сельхозпродукции на дачных и приусадебных участках и всё более широкое использование в домашней кулинарии даров природы. Это вполне объяснимо — доходы в России снижаются четвёртый год подряд, и обратной тенденции пока на горизонте не просматривается.
Правда, делая послабление с валежником, Госдума вроде бы собирается вводить налог на сбор грибов и ягод. Непоследовательные всё-таки у нас депутаты!
Справедливости ради надо отметить, что инициатива в данном случае принадлежит не депутатам. О налоге на грибы и ягоды впервые публично заговорила владимирский губернатор Светлана Орлова ещё в 2016 г. Затем, по данным СМИ, инициативу поддержал и глава Минсельхоза России Александр Ткачёв.
Нынешний грибной рынок эксперты оценивают всего в несколько миллиардов рублей. Если собирать до половины этих запасов, он может вырасти чуть ли ни до триллиона. Однако тупо вводя налог, ни триллионов, ни миллиардов не соберёшь. Если государство всерьёз намеревается извлечь доход из любви россиян к «тихой охоте», необходимо налаживать всю цепочку переработки, нормально платить людям за собранные дары леса, а не драть с них три шкуры за каждую корзинку грибов или ягод. В конце концов, к каждой лесной тропинке налогового инспектора не приставишь.
Спору нет, порядок должен быть в каждом деле, в том числе в сборе грибов, ягод и прочих даров природы. Не будет порядка — от неё, матушки, останутся рожки да ножки. Однако возникает вопрос: не слишком ли депутаты и чиновники увлеклись в этом вопросе администрированием? Вместо того чтобы наводить порядок в расходовании бюджетных средств, создавать нормальные условия для малого и среднего бизнеса, принимать реальные меры для развития реального сектора экономики, власть озаботилась валежником, грибами да ягодами.
Такое впечатление, что сегодняшняя Россия всё глубже погружается в «новое средневековье» с его патриархальным укладом и опорой на натуральное хозяйство.
В то время как американцы запускают в космос сверхтяжёлую ракету, мы не нашли ничего лучшего, чем озаботиться разработкой закона о сборе валежника. У нас, мол, своё, суверенное представление о научно-техническом прогрессе. В результате 72% россиян не могут назвать сделанные в России за последние годы научные открытия (данные опроса, проведённого ВЦИОМом). Стоит ли этому удивляться?
И то сказать, не до открытий. Надо грибами да ягодами запастись, пока на них налог не ввели. А ещё с нетерпением дожидаться, когда власть разрешит на дармовщинку дровишками разжиться. Дожидаться, словом, милостей, дарованных природой в компании депутатов и чиновников.