Очередной турнир компании Fight Nights в Сочи завершился грандиозным скандалом. В конце титульного боя между казахстанцем Жалгасом Жамагуловым и дагестанцем Али Багаутиновым за пределами клетки вспыхнула потасовка стенка на стенку. Виной всему стали действия младшего брата Али Артура, который прыгнул к клетке в углу соперника и начал кричать подсказки, что является нарушением регламента. Для дагестанских бойцов это не первое такое явление, а промоушен Fight Nights и вовсе славится скандалами за пределами клетки, опровергая свой изначальный лозунг: «Хочешь драться — дерись в ринге».
Охота за бразильцем, драка на борьбе и атака Минеева
Однако произошедшее в Сочи — мелочь в сравнении с тем, что творится на турнирах в Дагестане. Ветеран UFC Диего Брандау поведал о том, почему покинул зал во время боя с Ахмедом Алиевым. По словам бразильца, его оставили накануне схватки без еды, в раздевалку приходили люди с оружием и грозили убийством. В зале в адрес Брандау постоянно неслись оскорбления, а в клетку летели посторонние предметы. Призывы ринг-анонсера прекратить безобразия и показать, что Дагестан - гостеприимная республика, были проигнорированы. В конце концов бразилец принял решение прервать бой и покинуть зал, что только усилило массовые беспорядки, а впоследствии разорвать контракт с Fight Nights.
Какие-то ублюдки за кулисами пришли ко мне с пушками! Они кричали: «Ты подохнешь тут. Камилу Гаджиеву (главе промоутерской компании Fight Nights. — News.ru) было плевать. Он ходил за кулисами и смеялся. Он сумасшедший, — рассказывал Брандау в интервью Sport24.
Небезопасно в Дагестане и российским бойцам, даже если они представляют возглавляемую дагестанцем компанию Fight Nights. В марте 2017 года Владимир Минеев принял участие в чемпионате республики по ММА. Во время боя с Азизом Джуманиязовым Минеев ответил на провокацию дагестанского бойца ударом, после чего в ринг выскочили зрители и устроили массовую драку, которая сорвала турнир.
Периодически подобные массовые побоища стенка на стенку проходят в Дагестане и на борцовских турнирах. Поводом может стать любая мелочь, стоит лишь подпалить спичку. Как правило, подобные события остаются без последствий и серьёзных наказаний, а потому могут повториться в любой момент. Дело дошло до того, что в последние годы ни одна крупная компания не проводит турниры в Дагестане, хотя именно эта республика — главная кузница талантов в российских ММА и имеет огромную фанатскую базу.
Хабиб подал не тот пример
Казалось бы, пример землякам должен подать самый непререкаемый авторитет в мире смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, однако он умудрился спровоцировать драку, которая стала самой массовой в истории UFC даже в Лас-Вегасе, когда, уже победив Конора Макгрегора, прыгнул в зал и попытался ударить члена его команды Диллона Дениса за когда-то сказанные нелицеприятные слова. Тут же подоспели и члены команды россиянина и принялись атаковать измученного тяжёлым боем ирландца. Результатом разбирательств стала длительная дисквалификация обоих бойцов.
Не способствует формированию позитивного имиджа ММА и недавно всплывшая история об избиении Расула Мирзаева, по всей вероятности, на почве конфликта Нурмагомедова и Макгрегора, в котором боец заступился за друга ирландца Артёма Лобова. Через несколько дней он был жестоко избит группой лиц у себя дома, среди которых были знакомые Хабиба, а видео жестокого избиения недавно попало в Сеть. Сам боец и его семья отрицают причастность к происходящему. Конечно, в то, что Нурмагомедов мог быть инициатором этого преступления, не верится, но с такими «друзьями», как говорится, и врагов не надо.
Нужен контролирующий орган
Конечно, в предотвращении массовых беспорядков велика роль проводящей организации. Если в Fight Nights всякая жесть периодически случается, то чеченской компании АСА удаётся охладить горячую кровь на своих турнирах, хотя там выступают представители почти всех кавказских республик и государств. Даже конфликт Тимура Нагибина и Георгия Караханяна в клетке удалось быстро погасить, а по итогам его были приняты меры. Ещё более спокойно проходят российские турниры UFC, где секьюрити держат зал постоянно под контролем, а посторонние люди не могут просто так подбежать к клетке, как это бывает у российских организаторов.
Однако если в Америке есть атлетические комиссии, которые вправе лишить промоутеров лицензии, а участников драки наказать вплоть до пожизненного запрета на посещение турниров, то в России, кроме правоохранительных органов, регулировать проблему некому. Союз ММА России курирует исключительно любительский спорт, а на профессиональные турниры может делегировать разве что бригаду судей, и то только в случае запроса организаторов. Карательных функций у Союза также нет. Более того, когда его глава Фёдор Емельяненко возмутился проведением детских боёв в Грозном, местная бойцовская общественность его тут же подвергла обструкции и оскорблениям.
Необходимость в создании независимого контролирующего органа давно возникла и в смешанных единоборствах, и в профессиональном боксе, где все функции регулировщика сосредоточены в руках федерации. Этот орган должен контролировать здоровье бойцов, принимать оперативные меры в случае массовых беспорядков, проводить антидопинговую политику, включая приглашение допинг-офицеров, и давать лицензии только тем организациям, которые соответствуют стандартам, а пока люди будут чувствовать безнаказанность за свои действия в клетке и за её пределами, ничего не изменится.