Поездку за границу, особенно если речь идёт о долгожданном отдыхе, принято планировать заранее. Для россиян мысль опоздать на самолёт или перепутать вылет звучит страшнее смертного приговора. 


Иногда случается так, что самолёт улетает без вас не по вине непрозвонившего будильника или пробок, а из-за действий диспетчера. Так, 27 июня стало известно, что несколько пассажиров опоздали на рейс из-за ошибки справочной аэропорта. Они планировали лететь из Кемерово в Москву, а диспетчер сообщил о несуществующей задержке рейса. В отношении аэропорта и двух должностных лиц, то есть диспетчеров, возбуждены дела об административных правонарушениях. Они предусмотрены КоАП РФ (ч.1, ст.14.8) как нарушение прав потребителя на получение достоверной информации. Данные об этом направили в Роспотребнадзор для рассмотрения. Шансы, что пассажирам вернут деньги за рейс есть — прокуратура нашла виновных в их опоздании.

Что делать?

News.ru приводит алгоритм действий, которые помогут тем, кто всё-таки опоздал на самолёт, если:

  • проспал или перепутал время вылета;
  • попал в пробку по пути в аэропорт.

В этих случаях можно попробовать обменять билет на другой рейс, где есть свободные места. Конечно, ситуация осложняется, если вы летите в пиковый сезон, когда в самолётах нет ни одного свободного места.

News.ru/Сергей Булкин

Итак, для того, чтобы обменять билет, нужно:

  • подойти к стойке авиакомпании и сообщить её сотруднику о вашей просьбе (этот вариант вам подходит, если вы приобрели билет напрямую у перевозчика);
  • связаться с туроператором, у которого купили билет; 
  • быть готовым заплатить штраф за обмен (чем дешевле был билет, тем больше придётся заплатить, однако это всё равно выгоднее, чем приобретать новый билет).

Так, например, авиакомпания S7 Airlines установила штраф в 3 тысячи и 5 тысяч рублей за возврат билетов по тарифам «Эконом» и «Бизнес» соответственно.

При этом компания Utair штрафует на 2 тысячи рублей. Такие деньги придётся отдать, если нужно поменять билет менее чем за сутки до вылета. 

«Аэрофлот» также разрешает вносить изменения в билеты до отправки рейса. Сумма доплаты будет зависеть от направлений. Например, за перелёты по европейской части России нужно будет заплатить 2000–4000 рублей, за рейсы по азиатской части страны доплатить придётся от 4 тысяч рублей, а изменения в билетах за рубеж обойдутся от 100 евро.

Нюансы. Правила обмена билетов есть у каждой авиакомпании. Но чаще всего запрещается обменивать билет, если он был приобретён по специальному тарифу или по акции. В этом случае, скорее всего, придётся купить новый за полную стоимость. Одни перевозчики предполагают замену рейса за доплату, а другие, как, например, «Победа», дают возможность своим пассажирам менять дату и время рейса не позднее, чем за 48 часов.

Как по закону?

В то же время закон предусматривает ситуации, когда человек отказывается от рейса. Об этом речь идёт в статье 108 Воздушного кодекса РФ. Там говорится, что если пассажир решает не лететь менее чем за сутки, то он имеет право получить назад деньги за билет с вычетом сбора. Этот сбор не должен превышать 25% от цены перевозки. 

News.ru/Сергей Булкин

Но чтобы получить деньги, нужно сообщить авиакомпании, что не успеваете на самолёт. И сделать это следует до того, как закончится регистрация на рейс. Иначе стоимость перелёта не возместят, говорится в Воздушном кодексе РФ (статья 1, пункт 3).

Бывают случаи, когда человек пропускает рейс не по своей вине. Например, он собирался лететь в Европу, но посольство решило не давать ему визу. Тогда деньги за билет могут вернуть. Для этого нужно предоставить доказательства, то есть загранпаспорт, где так и не поставили штамп о визе. 

Однако если визовый центр или посольство задержали выдачу документов, но визу всё-таки дали, перевозчик может не компенсировать стоимость билета.

Вернуть деньги могут там, где человек приобретал проездной документ. Для этого нужно иметь при себе паспорт. Также, если на самолёт опоздал кто-то из ваших близких, можно прийти за компенсацией вместо них. Тогда с собой нужно иметь доверенность от лица пассажира.

Последняя надежда

Если самолёт ещё не улетел, то можно попытаться успеть на него. В некоторых аэропортах для таких ситуаций есть сервис fast track, когда сотрудник авиакомпании сопровождает пассажира, чтобы он как можно скорее прошёл досмотр и другие предполётные формальности. 

Стоимость такой услуги в столичном аэропорту Домодедово составляет 25 долларов с учётом НДС. При этом за детей до двух лет не нужно доплачивать, говорится на официальном сайте аэропорта. Заказать fast track, как правило, можно на стойке информации в центре аэропорта. 

Конечно, опаздывать на рейс — занятие не самое приятное. Но даже из такой ситуации можно найти выход. Нужно только сконцентрироваться на основной задаче, то есть попасть из пункта А в пункт B. И вы обязательно найдёте приемлемые варианты, как это сделать.