USD  65.4026 EUR  75.6512
GOLD1,227 $   Brent78.96 $ Bitcoin6,511.43 $
МОСКВА16°C06:29
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

«Спаситель мира» и сказка о Золушке

TASS/AP Photo/Julie Jacobson

культура [ версия для печати ]
За 59 лет цена этой картины кисти Леонардо да Винчи выросла в 7 518 796 раз

История о том, как российский миллиардер Рыболовлев купил картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира», а потом она стала собственностью саудовского принца Бадр бин Абдалла бин Мухаммад бин Фархан ас-Сауда, могла бы стать сюжетом детектива. История картины запутана. Баронет Кук, англичанин, текстильный магнат и миллионер, купил её в 1900 году для своей коллекции. Эта работа приписывалась ученикам Леонардо, также считалось, что оригинал его работы был испорчен тем, кто работал над картиной после великого мастера. В эпоху Контрреформации к странному, женственному лицу Спасителя пририсовали бородку и усы — считалось, что картина безнадёжно испорчена позднейшими исправлениями. В 1958 году наследники Кука продали её на аукционе «Сотбис» всего за 45 фунтов. Это оказалось полным падением, и репутация «Спасителя мира» была погублена.

Потом начался путь наверх. В 2004-м за неё заплатили 10 000 долларов: аукцион, на котором продали картину, был мелким, непрестижным, зато её купили дельные люди — известный специалист по антиквариату Роберт Саймон и группа арт-дилеров. Они знали, что любое вложение на арт-рынке должно приносить прибыль, а для этого в их приобретение придётся закачать немалые деньги. И картина отправилась на реставрацию, неплохой бюджет выделили на пиар. В широкий обиход вошла версия о том, что картина из коллекции Кука — именно та, что Леонардо написал по заказу французского короля Людовика XII, долгое время считавшаяся утраченной. После реставрации освобождённый от позднейшего красочного слоя «Спаситель мира» был отправлен на экспертизы в крупнейшие музеи Европы и США. Подлинником Леонардо его признала только одна из них. В этом качестве «Спасителя мира» представили публике на крупнейшей лондонской выставке 2011 года. Год спустя арт-дилер Ив Бувье купил её за 80 миллионов долларов. Обосновавшийся в Монако российский олигарх Дмитрий Рыболовлев приобрёл «Спасителя» у Бувье за 127,5 миллиона.

Global Look Press/ZUMAPRESS.com

Но всё только начиналось. Впереди был громкий скандал с отчётливым криминальным душком: Ив Бувье собрал для Рыболовлева великолепную коллекцию живописи, олигарх потратил на неё около двух миллиардов долларов. Всего за 10 лет Бувье приобрёл для Рыболовлева 40 полотен величайших мастеров: Пикассо, да Винчи, Модильяни, Моне, Климта… Но через некоторое время олигарх, наконец, сообразил, что его агент завышал цены на покупки процентов на тридцать–сорок вместо загодя оговорённых двух. Доступ к базам аукционных результатов стоит 200 долларов в год, цены на свои приобретения Рыболовлев мог бы проверить и сам. Но он был выше этого и доверял своему агенту. Говорят, что на вопиющую разницу в ценах его внимание обратил случайный гость, специалист по арт-рынку.

Узнав об этом и подсчитав убытки (по его мнению, они составили около миллиарда долларов), русский олигарх начал действовать в соответствии с родным для него «законом Калашникова». Вместо закалённых в криминальных разборках отечественных исполнителей к услугам Дмитрия Рыболовлева были высококвалифицированные западные адвокаты, травившие Бувье, как борзые лису. Они истребили его репутацию, подорвали бизнес, впутали в разорительные судебные процессы. Надо было латать финансовые дыры, и Рыболовлев решил избавиться от части коллекции. В 2017-м «Спаситель мира» был выставлен на продажу, стартовая цена лота оценивалась всего в 100 миллионов. Это казалось совершенно логичным, ведь состояние первоначального красочного слоя было удручающим.

И тут надо сказать о великолепной работе обслуживающих аукционный дом «Кристис» специалистов по пиару. Медиа постоянно говорили о том, что «Спаситель мира» — последнее произведение Леонардо, оставшееся в частных руках, YouTube заполонили ролики с разглядывающими картину голливудскими звёздами. «Спаситель» стал сенсацией, для того чтобы попасть на предпродажный показ, надо было выстоять огромную очередь. Это сработало: 15 ноября 2017 года картина была продана за небывалые 400 миллионов долларов (с учётом комиссии аукциона цена достигла 450 миллионов). «Спаситель» стал самым дорогим произведением искусства в мире. 45 фунтов, заплаченные за него в 1958 году, и 450 миллионов долларов в 2017-м напоминают сказку о Золушке.

Российские олигархи привыкли платить не глядя. Сейчас их возможности поубавились, но в мире по-прежнему есть благословлённое Золотым тельцом место, где доллары валятся с неба и особо приближенные к источникам их получения люди тратят огромные деньги на золотые ванны, мраморные дворцы, длинноногих блондинок, беговых верблюдов. Это Саудовская Аравия, страна консервативного ислама, где государственной идеологией является ваххабизм, а религиозная полиция всемогуща. За прелюбодеяние здесь могут казнить, за воровство отрубают руки, некоторое время назад из горящей школы не стали спасать девочек — они могли быть неодеты, и это было бы неприлично.

Ислам запрещает изображать людей — но этот запрет не абсолютен. Существуют древние школы персидской, турецкой, индийской миниатюры, где изображения человека вполне уживаются с исламом. Но в Саудовской Аравии, королевстве недавних кочевников, ничего подобного не было и нет: мусульманские догмы существуют здесь в клинически чистом и предельно гипертрофированном виде. Вопрос в том, как полно они определяют жизнь верхушки местной элиты, принцев королевской семьи.

TASS/AP/Hassan Ammar

Столица Саудовской Аравии Эр-Рияд

Саудовская Аравия — не только приют ваххабитского ислама, но и центр мирового престижного потребления. Саудиты покупают груды современнейшего оружия, с которыми они не всегда могут управиться, бесчисленное количество предметов роскоши, самые дорогие в мире машины и самое престижное, что только есть на свете, — уникальные произведения искусства. Саудовская Аравия — изолированное от мира королевство, но для него важен и престиж, и в Абу-Даби недавно были выстроены три огромных, спроектированных лучшими мировыми архитекторами музея: филиал Лувра, филиал американского музея современного искусства Соломона Гуггенхайма и Национальный музей Зайед. В филиале Лувра и выставили купленного принцем Бадр бин Абдалла бин Мухаммад бин Фархан ас-Саудом «Спасителя мира».

Но это ещё не финал, по большому счёту, история только начинается. Принц-покупатель не слишком известен, но он, как говорят, входит в ближайшее окружение наследного принца Мухаммада бин Салмана бин Абдулазиза Аль Сау́да, второго заместителя премьер-министра, министра обороны и главы королевского суда. А ещё он возглавляет местный антикоррупционный комитет и стоит за недавними гонениями на принцев-коррупционеров. Изображения Мухаммеда и пророков ислам запрещает безусловно, а Иисус Христос в нём — пророк Исса. То, что кощунственное изображение появилось в Абу-Даби, глубоко возмутило саудовских улемов, духовных наставников, знатоков теоретических и практических сторон ислама…

А это значит, что в приключенческой истории, главным героем которой стала принадлежащая (или не принадлежащая) кисти Леонардо да Винчи картина «Спаситель мира», возможны самые неожиданные повороты.


самое читаемое
читайте также
экономика 10:21, 16 ноября 2017
Иисус за полмиллиарда
Принадлежавшая российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продана на аукционе в Нью-Йорке за $450 млн
Другие новости
Top