«Не только „Чёрный квадрат“» — так называется выставка, открывающаяся сегодня в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Накануне открытия её показали представителям СМИ.
Куратор выставки, лучший в мире специалист по Малевичу Александра Шатских, рассказала гостям об основных гранях жизни и творчества великого русского художника.
Один из основоположников русского авангарда Казимир Малевич в 1915 году, нарисовав свой знаменитый «Чёрный квадрат», открыл новое направление в живописи — супрематизм. Супрематизм (от латинского suprem — «доминирование») — превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах цвет, по мысли Малевича, существовал не для окраски предметов, а сам по себе. Цвет, провозглашал художник, «представляет собой подлинную реальность».
«Чёрный квадрат» открыл миру Малевича, а Малевичу — весь мир. Цветные геометрические формы художника были признаны гениальными. В 20-х годах прошлого столетия с успехом прошли его выставки в Варшаве, Берлине, Цюрихе, Вене. В самой России, ставшей социалистической страной, Малевича прозвали «народным комиссаром изобразительного искусства». Художник-радикал считал, что осуществлённая им революция в искусстве стала пророчеством, предсказанием социальной революции. Открытие грандиозной выставки Малевича в 100-летнюю годовщину Великой русской революции выглядит абсолютно не случайным.
Сокуратор выставки, руководитель Департамента музейно-выставочной, образовательной и экскурсионной деятельности АО «ВДНХ» Екатерина Мочалина сказала, что организаторы постарались вывести Малевича за рамки «автора „Чёрного квадрата“» и показать всё разнообразие его творчества:
«...На выставке представлены работы из 16 музеев и 5 частных коллекций. Помимо картин здесь собраны эскизы декораций, эскизы костюмов к театральным постановкам, эскизы флаконов одеколона „Северный“, который он разрабатывал, архитектурные изыскания художника и многое другое».
Помимо журналистов и искусствоведов на закрытый показ были приглашены и многочисленные родственники Малевича: у художника были четыре брата и четыре сестры. За столетие потомки Малевичей разбрелись по всему миру, от России до Канады, и собираются вместе в основном на выставках их знаменитого предка. Но по стопам Малевича пошла лишь его внучатая племянница Ивона — гражданка Германии, она является членом Российской академии художеств.
«Малевич — это не просто мой родственник, Малевич — это моя жизнь, — говорит Ивона, гордо демонстрируя перстень в виде чёрного квадрата — подарок одного немецкого бизнесмена. — В следующем году в Берлине мы организовываем выставку „Малевич и современные художники“, где покажем влияние Малевича на современную американскую и европейскую живопись».
Выставка продлится до 25 февраля 2018 года. Регулируемые очереди и открытые до 9 вечера кассы должны упростить посещение экспозиции.