Мы уже писали о конфликте между Константином Райкиным и руководством Министерства культуры. Знаменитый артист и художественный руководитель «Сатирикона» обвинил министра в том, что тот мстит ему за острое выступление годичной давности. Райкин сказал, что инициированные Владимиром Мединским прокурорские проверки парализовали строительство нового здания театра, но при этом ничего существенного проверяющие не нашли.
На следующий день Министерство культуры нанесло ответный удар. На пресс-брифинге заместитель министра Журавский сказал, что министерство проверяло «Сатирикон» два раза и обнаружило немало нарушений закона, «особенно в части наличия конфликта интересов со стороны руководства театра». Райкин говорил, что проверки мешают строительству, а Журавский ответил, что оно и так не идёт, инвестконтракт не выполняется, при этом доли в инвестконтракте принадлежат руководству театра, худруку и директору. Министерство просило их урегулировать конфликт интересов — доли Райкина и Полянкина в уставном капитале организации, занимающейся инвестконтрактом, должны быть отчуждены. Этого сделано не было, на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов они не пришли и прислали вместо себя своих адвокатов.
Константин Райкин обо всём этом сказал, что заместитель министра Журавский «лгун, как и его начальник».
Перед нами захватывающая картина противостояния заметно увеличившего, по сравнению с предшественниками, свой аппаратный вес министра и знаменитого, влиятельного, пользовавшегося поддержкой на самом верху артиста. Ещё года два назад такое было невозможно: министр культуры — человек опытный и осторожный, опасных и ненужных ему конфликтов он избегает. Но дело Серебренникова изменило правила игры. Очень вероятно, что теперь опасность грозит и тем, кто был неприкосновенен.
И это очень жестокое испытание для привыкшей чувствовать себя в покое, почёте и безопасности верхушки театрального мира. Теперь, очевидно, вырастут требования к лояльности, а цена, которую придётся платить за фронду, станет выше. Но при этом, по большому счёту, ничего не изменится: «конфликт интересов» есть во многих театрах, вести на него тотальную охоту не станут ни Министерство культуры, ни прокуратура.
Конфликт Константина Райкина и решившего поставить его на место руководства Министерства культуры — история местного значения, но при этом она достаточно показательна. Это яркая иллюстрация к истории нравов нашего времени, когда бизнес-интересы, административный восторг, идеологические противоречия и личная неприязнь сплетаются в такой туго запутанный клубок, что его уже и не размотаешь.