USD  66.3772 EUR  75.2253
GOLD1,174 $   Bitcoin6,262.47 $
МОСКВА21°C00:34
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Коллеги по кино считают, что я занимаюсь ерундой

News.ru/Сергей Булкин

культура [ версия для печати ]
Портал News.ru взял интервью у бессменного руководителя «Ералаша» Бориса Грачевского

В сентябре детский юмористический киножурнал «Ералаш» отпраздновал свой очередной день рождения. Корреспондент News.ru побеседовал с «рулевым» любимой детской передачи.

— Что изменилось на киностудии имени Горького по сравнению с тем временем, когда вы начинали?

— Когда я на неё пришёл, это было полное народных артистов, известнейших режиссёров и популярных людей творческое пространство, где кипела художественная мысль. Идя к рабочему месту, я встречался минимум с 3-4 интереснейшими людьми. Помню «всесоюзного Бабу-Ягу» Георгия Милляра, помню Вячеслава Тихонова, расхаживающего по коридорам в форме СС... А сейчас наша киностудия — безлюдное поле с падающей на голову штукатуркой. Производство фильмов для детей стало никому не интересно. Пропал интерес — пропали деньги.

— Легко ли работать с детьми, какие качества для этого нужны?

— К детям надо относиться с уважением и очень внимательно, искать среди них таланты вовсе не простое занятие. В огромной массе ребят, которые проходили перед моими глазами на всяких кастингах и встречах, надо было найти способных людей. Потом надо было их «раскрыть», научить верить в себя.

Затем идёт осторожное, аккуратное погружение юного актёра в дело. Ребёнок есть ребёнок, чрезмерное напряжение может ему навредить. Иногда ему надо покричать, побегать — мы этому не мешаем.

— Что такое, по-вашему, гениальность?

— Общей формулы гениальности не существует. Универсальный гений для меня — это, конечно же, Пушкин. Все остальные гениальны в какой-то одной области. Лучший русский стилист, к примеру, — Гоголь. В своё время сильное впечатление на меня произвёл Стендаль со своим «Красным и чёрным». Но сейчас молодёжь утверждает, что это долго и нудно... А мне помогали жить литература, живопись и классическая музыка.

В пору моей молодости в кино было много очень талантливых, на грани гениальности, людей, и я рвался поговорить со своими кумирами. Сейчас молодые люди делают селфи со знаменитостями, а тогда я хотел общаться. И я счастлив, что работал с Александром Роу, великим Марком Донским, трагически погибшим Геннадием Шпаликовым...

— Можно ли сказать, что «Ералаш» уверенно смотрит в будущее?

— Киноколлеги считают, что я занимаюсь полнейшей ерундой. Народ, слава богу, так не думает: в Интернете у нас почти 200 миллионов просмотров в месяц. Тем не менее Ералаш сегодня практически без денег, государственное финансирование покрывает лишь часть наших затрат. Несмотря на это, наша команда каждый месяц снимает три сюжета. Уповаем на погоду, потому что много съёмок на природе, будем надеяться, что бабье лето в этом году затянется. Мы много ездим по различным городам, по фестивалям. Недавно были на фестивале семейного и детского кино «Солнечный остров» в Евпатории. До этого были на фестивале визуального искусства в лагере «Орлёнок», президентом которого я являюсь. У нас 26 студий Ералаша по всей стране. Помимо этого, каждую весну мы делаем фестиваль «Ералаш», который собирает слушателей наших студий со всей страны, и они получают возможность пообщаться друг с другом, поделиться опытом, получить новые навыки, знания.

Сейчас мы начали разрабатывать новое шоу: в больших торговых центрах устраиваем «открытую студию», со съёмкой, с большими мониторами, где дети могут увидеть сами себя. Это очень нравится и детям, и их родителям. На основе этого проекта мы хотим сделать телепередачу «Хочу сниматься в "Ералаше"».

— Как складываются дальнейшие судьбы ваших подопечных?

— Мне безумно приятно следить за их дальнейшей судьбой, за кинематографической жизнью. Из «Ералаша» Федя Стуков, Володя Сычёв, Анна Цуканова, Александр Головин и многие другие, со всеми ими я поддерживаю хорошие отношения. Больше других общаюсь с Наташей Ионовой — певицей Глюкозой. Бывшие подопечные иногда приходят ко мне, но в основном мы видимся на массовых мероприятиях. Они, конечно же, помнят «Ералаш». И между собой они общаются, хоть и принадлежат к разным поколениям. Аня Цуканова, например, снимается у Феди Стукова...

Смею надеяться, что в судьбе некоторых из своих бывших подопечных я сыграл не последнюю роль. Оля Кузьмина поступила было на факультет культурологии, а я убедил её не бросать актёрское ремесло, отправил в театр к Проханову, и она хорошо там пошла. Самые настырные, по-хорошему одержимые из наших юных актёров сумели раскрыть свой талант и дальше. Визитная карточка «Ералаша», песня «Мальчишки и девчонки», исполнена 13-летним Серёжей Лазаревым. А каких высот он достиг сейчас?! Когда мы с ним пересекаемся, то радуемся, как дети.

— Что вы ищете в женщинах?

— Женщина создана для того, чтобы ей восхищались. Красоту нельзя собирать по частям: я люблю её за длинные ноги, а вот эта фигурой хороша. Человек прекрасен тем, что целостен. Особенно радует то, что моя жена соответствует всему вышесказанному. Для меня она просто чудо, и я стараюсь делать всё, чтобы ей было приятно. У нас колоссальная разница в возрасте, но мы этого не чувствуем.

— В чем специфика юмора, которым всегда славился «Ералаш»?

— Шутить можно над всем, но надо найти правильную, тактичную форму. Наши коллеги из «Камеди Клаб» иногда откровенно переходят рамки дозволенного, и мне становится неловко.

Я очень хорошо отношусь к «Уральским пельменям», у них своеобразный и очень любопытный юмор. Некоторые их авторы пишут и для «Ералаша»: наш редактор начал заманивать сюда кавээнщиков, и это добавило нашей передаче новую кровь.

Я очень люблю афоризмы, с годами сам начал их сочинять. Свои произведения я называю «идиотизмами». Вот некоторые из них:

  • Поцелуй курящей женщины убивает лошадь.
  • А хорошего у него были только анализы.
  • Надпись в больнице: «Без очереди — больные с высокой температурой и острой болью за Родину».
  • Если человек не может оставить на Земле след, то останутся только морщины...

самое читаемое
Другие новости
Top