Константин Райкин выступил с резким заявлением в адрес министра культуры Владимира Мединского. Чуть больше года назад у художественного руководителя театра «Сатирикон» был острый конфликт с первым заместителем министра культуры Владимиром Аристарховым. На заседании Общественной палаты 17 октября 2016 года тот оскорбительно с ним разговаривал, а Райкин обвинил Аристархова в «сталинском лексиконе и сталинских установках». В ответ заместитель министра сказал, что денег «Сатирикон» получает много, 240 миллионов рублей в год, а посещаемость у него низкая. В среднем около половины зала. Тогда конфликт удалось сгладить, министр культуры по телефону извинился перед Райкиным за поведение своего заместителя. А в министерство пришёл директор «Сатирикона», стороны принесли друг другу извинения за «излишнюю эмоциональность» и договорились о дальнейшем «взаимоуважительном сотрудничестве». Но на этом ничего не кончилось, взаимоуважительное сотрудничество не задалось.
Выступая на телеканале «Дождь», Константин Райкин сказал, что в его театре проходят постоянные прокурорские проверки. Те, кто их проводят, не находят ничего, кроме мелких нарушений, но это грозит остановить строительство нового здания театра. В этом случае «Сатирикон» погибнет. И Константин Райкин призвал театральное сообщество, Союз театральных деятелей, художественных руководителей театров, зрителей остановить самого господина Мединского. Он назвал его «своим начальником», упомянул о его «могуществе», а также окрестил «начальником нравственности всей Руси, директором честности, доктором исторических и политических наук». Упоминание докторской степени стало ещё одним оскорблением: о том, что именно написал министр, достойно ли это докторской и была ли на самом деле защита, судачили все отечественные СМИ. Райкин был очень взволнован, пожалуй, даже испуган — но он блестящий артист и мог это сыграть. Словесная атака на министра выглядит как повышение ставок. Но если проверки ничего не нашли, то как это может остановить строительство? И есть ли в таком случае резон поднимать на борьбу художественных руководителей?
Театральные люди — серьёзная сила. Она, прежде всего, заключается в их связях с теми, кто находится на самом верху, и в симпатиях того, кого у нас называют «первым лицом». Президент любил искусство Аркадия Райкина, он уважает его память. Президент симпатизирует и сыну Аркадия Исааковича: Константин Райкин человек вполне системный, он был его доверенным лицом. Да и конфликтовать с Министерством культуры — вовсе не то, что воевать с государством. В октябре 2016 года заслуженного и неприкосновенного байкера Хирурга, вслед за Аристарховым оскорбившего Райкина, пресс-секретарь президента Песков тут же окрестил «этим мотоциклистом».
Но с тех пор прошёл целый год, и за это время многое изменилось. После «дела Серебренникова» и выхода материала Transparency International, где речь шла о заработках художественных руководителей театров, знатные театральные люди почувствовали себя в опасности. На последнем заседании секретариата СТД всегда предельно осторожный председатель театрального союза Александр Калягин выступил неожиданно резко. Возможно, эти перемены коснулись и Константина Райкина.
Что же могут инкриминировать ему и его театру?
В октябре 2016-го, когда конфликт между ним и Министерством культуры был в самом разгаре, на Life.ru вышел большой материал, посвящённый коммерческим связям Константина Райкина и директора «Сатирикона» Анатолия Полянкина с бизнесом семейства Масляковых, владельцев бренда КВН. То, что там было написано, не надо принимать за правду, но это почти наверняка показывает, в каком направлении работает прокуратура. Можно предположить, что известный своими связями с государственными структурами Life.ru был использован для предупреждения.
Речь в материале шла о том, что и у Райкина с Полянкиным, и у Масляковых есть доли в фирме «Культпоход», а «Сатирикон», чьё здание находится на реконструкции, арендовал помещение у Дома КВН без конкурса и по завышенной цене. Кроме этого, у Райкина и Полянкина есть доли в фирме, владевшей долей в компании, производившей для «Сатирикона» бутафорию и декорации и заключавшей с ним многомиллионные контракты.
Transparency International упрекала художественных руководителей в том, что они сами ставят спектакли и получают за это деньги в своих театрах, что они играют в вышедших в них спектаклях. Это совершенно безосновательная претензия: Евгений Писарев возглавил театр Пушкина потому, что он блестящий коммерческий режиссёр, его спектакли делают театру кассу, в результате он стал одним из самых посещаемых в Москве. В МХТ люди идут на Табакова — и спектакли с его участием стоят дороже. Проблемы начинаются, когда театры становятся полем коммерческих интересов художественных руководителей и директоров.
Но слова «следствие разберётся» в наше время, к сожалению, звучат не вполне убедительно.