USD  67.7519 EUR  79.1749
GOLD1,203 $   Brent78.85 $ Bitcoin6,327.70 $
МОСКВА17°C19:45
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Фейк, затворник, буддист, инопланетянин

wikimedia.or/V. Vizu

культура [ версия для печати ]
Виктор Пелевин отмечает свой юбилей, а News.ru задаётся вопросом — существует ли он на самом деле?

Сегодня Виктору Пелевину исполнилось 55 лет. Он самый известный, наиболее культовый и, судя по всему, высокооплачиваемый из современных русских писателей. Пелевин — литературная звезда первой величины, но для начала, перед тем как поздравить его с юбилеем, не худо бы разобраться, существует ли он на самом деле.

Книги, подписанные его именем, выходят, вызывают шум, отлично распродаются. Но самого писателя публика не видела. Пелевин живёт затворником. В начале нулевых он, по слухам, обитал в Чертаново, куда делся потом — осталось неизвестным. Аккаунтов в социальных сетях у него нет, однажды он твёрдо обещал появиться на светской тусовке, но так и не пришёл. Так есть ли Виктор Пелевин?

Его книги отличаются по стилю, и некоторые поклонники Пелевина считают, что на самом деле его нет, а выходящие под этим именем романы пишет целая бригада талантливых людей. 

ТАСС/Артём Геодакян

По этой версии, Пелевин — фейк, придуманный и раскрученный каким-то безымянным, одарённым и, вероятно, сильно обогатившимся маркетологом. Но стилистическая разница ни о чём не говорит. Если бы над пелевинскими романами трудилась литературная фабрика, в них всё было бы вылизано и приведено к единообразию — как в являющихся плодом коллективного творчества романах Дюма-отца. К тому же до определённого периода у Пелевина была биография: Виктор Олегович родился в семье преподавателя военной кафедры и завотделом одного из центральных гастрономов, учился в английской спецшколе, закончил МЭИ и был оставлен на кафедре, писал, но не защитил диссертацию, посвящённую троллейбусам.

В Литературном институте он учился у писателя-коммуниста, поклонника Сталина Михаила Лобанова. Учитель и ученик друг другу не приглянулись, и Пелевин был отчислен. В конце перестройки он работал журналистом, в 1991-м выпустил первую книгу рассказов — «Синий фонарь». Поначалу книгу никто не заметил, но через два года Пелевин получил за неё Малую Букеровскую премию, а в 1994-м — две других.

Другими словами, Виктор Пелевин действительно существует, а то, что он спрятался от мира и предъявляет ему лишь свои книги — великолепный рекламный ход. 

ТАСС/Владимир Солнцев

Российский писатель Виктор Пелевин в Токио

Пелевин превратил себя в человека-загадку и стал собственным персонажем, обаяние его книг связано и с созданной писателем литературной легендой.

По официальной версии, Пелевин буддист и часто бывает в Индии, Японии, Непале и Китае. Его друзья говорят, что он очень практичный буддист, никогда не дающий маху в денежных вопросах. Он, к тому же, гениальный буддист-маркетолог: выбранная им жизненная стратегия ухода от мира оказалась очень верной медийно и чрезвычайно коммерчески успешной.

Говорят, что он не женат.

Говорят, что он не наркоман — но в молодости экспериментировал с веществами.

Всё это, впрочем, не слишком важно.

Куда интереснее то, как резонируют со временем пелевинские книги: в сегодняшней России исторические эпохи длятся недолго, быстро сменяются, и пелевинские романы становятся их зеркалами — часто кривыми, но всегда верными. 

Критики оценивают их по-разному, большие споры вызвал последний, десятый роман Пелевина «S.N.U.F.F.» (тираж 150 000 экземпляров — для сегодняшней книжной России это неслыханно много). Но очень многим больше всего нравятся ранние повести Пелевина «Принц Госплана» (1991), «Жёлтая стрела» (1993) и романы «Омон Ра» (1992) и «Жизнь насекомых» (1993).

Они проще и безыскусней того, что он писал потом, но в них бьётся такое полное, такое острое чувство времени, так точно пойманы аромат и вкус ранних девяностых, что те, кто взрослел в эту лихую, благосклонную к смелым и предприимчивым, пьянящую пору, никогда не сделают другого выбора.

Он написал пятнадцать романов, три повести, множество рассказов, немало эссе — писатель-затворник, литературный буддист и сам себе персонаж, ко всему прочему, ещё и великий труженик.

News.ru поздравляет с юбилеем Виктора Олеговича Пелевина, кем бы он ни был: самим собой, гениальной литературной фабрикой или (чего не бывает!) внедрившимся в отечественную литературную среду инопланетянином.


News.ru попросил рассказать о творчестве Виктора Пелевина одного из его самых известных коллег — писателя Дмитрия Быкова:

News.ru/Сергей Булкин

Как связан литературный успех Пелевина с выбранной им маркетинговой стратегией, «уходом от мира»?

Никакой маркетинговой стратегии не существует. Библия стала знаменита не благодаря верно выбранной маркетинговой стратегии, а потому, что она хорошо написана. Это же касается и «Гарри Поттера», и «Трёх мушкетёров», и всех великих плутовских романов. Что касается пелевинских заслуг, то отсутствие каких-либо гипнозов, чрезвычайная трезвость взгляда, неизменно точное называние вещей своими именами, жестокая сардоническая насмешливость, высокий гуманитарный пафос — гуманный, который скрывается за этой насмешливостью, — всё это делает его великим продолжателем русской классической традиции. Пелевин безусловно заслужил право называться современным классиком. Он очень крупный автор, написавший уже достаточно, чтобы все его последующие тексты не заслонили этих ранних шедевров.

Сегодня он выбрал буддистский способ писать — а именно не писать. Потому что он, по большому счёту, имитирует сейчас литературу, получает за это деньги и наслаждается процессом, видя, как всё это обсуждают всерьёз. А то, что вечность сейчас банка с пауками — такова его давняя, собственная догадка, — избавляет его от необходимости зависеть от литературной репутации. Потому что то, что он сделал в относительно осмысленную эпоху, уже имеет смысл. А писать в бессмысленные эпохи надо именно так, как он пишет сейчас.

С каким наиболее ярким представителем русской литературной классической традиции вы бы его связали? Где исток его творчества?

Я думаю, с Чеховым в наибольшей степени, потому что главная эмоция Чехова — это тоже раздражение от количества дураков, удивительное умение их клеймить, лаконизм, замечательная лапидарность. Ну и, конечно, с литературой Серебряного века он тоже связан напрямую. Именно в литературе Серебряного века возобладала фантастика, в том числе социальная. Конечно, он не сатирик, он в наибольшей степени мистик... Ну, и нечто есть в нём от Гоголя. То же гоголевское сочетание сатиры и насмешки, восходящее к Гофману, это в Пелевине выражено особенно отчётливо. И вот вам его прозрачный, изящный чеховский стиль, без каких-либо потуг на орнаментализм. И, безусловно, ориентация на молодого читателя, потому что молодой, сердитый читатель есть главный русский потребитель литературы.

А где, по-вашему, в творчестве Пелевина кончается литература и начинается имитация литературы?

Последним его серьёзным текстом, написанным по внутренним причинам, а не по внешним, была «Священная книга оборотня». В её финале чувствуется некоторый пафос прощания с литературным ремеслом и перехода в новое существование. Вместе с лисой А Хули в его любимом Битцевском парке куда-то улетел и он, но обещал вернуться.

И я не исключаю, что в новые времена Пелевин вернётся. И не исключаю, что это будет какое-то продолжение «Священной книги оборотня».


Дмитрий Быков сказал, что Виктора Пелевина выбирает «молодой, сердитый читатель». Так ли это на самом деле? News.ru спросил об этом нескольких молодых людей.

Анжелика, 23 года, сотрудник банка:

— Ничего не читала. Но, кажется, читает мой друг Семён.

Антонина, 25 лет, маркетолог:

— Читала «Жизнь насекомых» и ещё смотрела фильм «Generation П».

Мария, 20 лет, студентка-заочница:

— Не читала, но собираюсь. Смотрела «Generation П», мне очень понравилось.


самое читаемое
Другие новости
Top