USD  68.1958 EUR  79.3595
GOLD1,202 $   Brent78.78 $ Bitcoin6,350.61 $
МОСКВА17°C10:06
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Дама пикей против дамы бубей

культура [ версия для печати ]
​Битва века: за что Наталья Владимировна Поклонская не любит Матильду Феликсовну Кшесинскую

Фильм Алексея Учителя «Матильда» выйдет на экраны 25 октября с возрастными ограничениями «16+». Борьба, которую с ним вела депутат Государственной думы, бывший прокурор Крыма Наталья Владимировна Поклонская, наверняка не завершена и нас ещё ждёт много интересного. Пикетирование кинотеатров, искромётная полемика, заявления глав регионов… Наталья Владимировна железная женщина, она пойдёт до конца.

Под занавес мёртвого культурного сезона мы можем вспомнить одну даму и попытаться понять другую. Почему Наталья Владимировна возненавидела Матильду Феликсовну, насколько укоренены в русской культуре типажи, которые они олицетворяют, что за ними стоит, кто из них вечен? Матильда Феликсовна родилась в 1872-м, Наталья Владимировна в 1980 году, но они могли бы быть современницами.

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной петербургской балериной, а это особая история. В Москве балерины жили тихо и добропорядочно, выходили замуж за богатых купцов и вели хозяйство. Петербургская же балетная труппа поставляла любовниц и гражданских жён всему высшему свету: от конногвардейских офицеров до министров.

Светский Петербург не на шутку болел балетом, это продолжалось от начала XIX века и до гибели империи: партии балетоманов вели между собой жестокие войны, балерины мерялись протекциями влиятельных друзей, влюблённые в примадонн юнкера носили их до карет на руках. Великий русский балет вырастал на этом, как на гумусе, состоящем бог знает из чего питательном слое почвы. Матильда Феликсовна, одарённейшая, трудолюбивая танцовщица, первой из русских балерин исполнившая 32 фуэте подряд, была плоть от его плоти.

Дочь и сестра балетных танцовщиков отнеслась к роману с Наследником как к подарку судьбы. Она и в самом деле его любила, когда он её оставил, юная Кшесинская очень страдала. На прощание цесаревич разрешил ей обращаться к нему за помощью — позже это будет стоить места директору императорских театров князю Волконскому. Она станет гражданской женой шефа русской артиллерии великого князя Сергей Михайловича и родит ему сына, позже — венчаной женой великого князя Андрея Владимировича, и будет изменять обоим. Умная, тактичная, обаятельная, влюбленная в балет, умеющая сохранить достоинство в самых невозможных ситуациях, она ухитрилась сохранить хорошие отношения с коллегами, а для актрисы её положения это совершенно необыкновенно. Говорили, что она брала огромные взятки с поставщиков артиллерийского ведомства: Сергей Михайлович делал всё, что хотела его Маня.

Такие дамы, как Наталья Владимировна Поклонская, при жизни Матильды Феликсовны балетом брезговали. Они служили великой идее, были готовы положить жизнь за марксизм или крестьянскую общину. Эсерки и социал-демократки, а до этого народоволки оставляли родителей и мужей и жили на пять копеек, уходили в подполье, отправлялись в ссылку: в свои убеждения они верили, как раскольницы в двоеперстие. Типаж Натальи Владимировны Поклонской тенью проходит через русскую историю конца XIX — первой трети XX века: нелегальное положение, теракт, допросы, избиение в тюрьме, после которого женщина становится инвалидом, ссылка, революция. Потом варианты разнятся: возможна борьба против большевиков, возможна и работа в ЧК, с подписями на приговорах. А вот конец тут всегда один: рыцари идеи в нашем ХХ веке своей смертью не умирали.

Номенклатурная судьба Натальи Владимировны счастлива, и это радует: мы живём в куда менее людоедское время, оно приспосабливает таких людей к своим целям, а не сжирает их заживо. Этот исторический и культурный типаж, в отличие от балетной примадонны-фаворитки августейших особ, по-прежнему жив. Исчезла породившая Кшесинскую среда: давно умер двор, нет больше тяжёлых конногвардейских полков, школы балетоманов и будущих министров, нет великих князей, готовых пожертвовать всем ради любимой женщины. Этот благосклонный к балету мир состоял из запретов и условностей, но Матильда Феликсовна была свободна во всём. Не за это ли так ненавидит её прикованная к своей вере в святого и непогрешимого мученика-монарха железная Наталья Владимировна?

Как ни крути, но Матильда Феликсовна выглядит человечней и приятней. Она ни с кем не воевала, помогала друзьям, ей везло. Везение Кшесинской чудесным образом распространялось и на её близких: родной брат балерины-эмигрантки, жены великого князя, светлейшей княгини, стал заслуженным артистом республики, танцевал и преподавал, и умер своей смертью в 1942 году.


самое читаемое
читайте также
культура 12:03, 11 августа 2017
Милонов потребует запретить в Петербурге «Матильду» как оскорбляющую чувства петербуржцев
Депутат Госдумы будет просить губернатора Полтавченко запретить фильм Алексея Учителя к показу
общество 16:35, 10 августа 2017
Кадыров: «Матильду» в Чечне никто не станет смотреть
​Глава Чечни Рамзан Кадыров на своей страничке в Instagram выразил мнение, что фильм Алексея Учителя «Матильда» не будет популярен в республике
культура 12:40, 10 августа 2017
Резонансный фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение
Картине разрешили выйти в прокат в категории 16+
общество 13:38, 9 августа 2017
Страсти по «Матильде»
Еще не вышедший на большой экран фильм режиссера Алексея Учителя становится своеобразным индикатором отношения к российской истории
культура 11:14, 8 августа 2017
Кинотеатрам Симферополя запретили показывать трейлер «Матильды»
Прокуратура Симферополя предостерегла кинотеатры города от показа трейлера фильма «Матильда» по просьбе Поклонской
Другие новости
Top