USD  66.1594 EUR  77.6844
GOLD1,200 $   Brent81.31 $ Bitcoin6,438.13 $
МОСКВА10°C16:28
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Чёрные списки, которых может не быть

ТАСС/Петр Ковалёв

культура [ версия для печати ]
Служебная записка заместителя министра культуры вызвала большой скандал

Открывшийся 16 ноября Петербургский культурный форум сопровождается скандалом, берущим начало с октября, когда была опубликована служебная записка заместителя министра культуры Аристархова. Это был стоп-лист, перечень людей, присутствие которых на форуме он считал нежелательным. 

В их число входили Александр Сокуров, Григорий Чхартишвили, Дэнни Бойл и Кристоф Марталер.

Министерство отрицало подлинность документа, сам Аристархов отнекивался очень вяло. Теперь издание Colta.ru опубликовало чёрный список по секции «Театр». В него вошли режиссёры Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников, Анатолий Васильев и критик Роман Должанский. От руки были вписаны художественные руководители Малого драматического театра Лев Додин и Большого драматического театра Андрей Могучий. Очевидно, что появились документы давно: находящийся под домашним арестом Серебренников на форум и так не поедет. К документу «В: Перечень лиц» прилагается документ «С: справка о перечисленных лицах». Он намного интересней.

Существование чёрных списков опроверг заместитель министра культуры Аристархов. Затем на эту же тему высказался сам министр культуры Мединский:

«Анекдот. Там ограничения — Андрей Могучий, мной назначенный директором Большого драматического театра и переназначенный после этого. Обладатель „Золотой маски“ Лев Додин, которому мы сейчас строим второй театр. Это самая большая театральная стройка в Петербурге на этот момент».

Но руководитель театра «Дерево» Антон Адасинский словам министра не поверил, и на сайте его театра появилось следующее сообщение:


Уважаемые организаторы VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в Санкт-Петербурге!

1

Вчера я говорил с офисом Александра Сокурова. Он не принимает участие в форуме. Причина тому — письмо за подписью первого замминистра культуры РФ Владимира Аристархова, которое тот не подтвердил, но и не опроверг.

В письме несколько известных режиссёров, журналистов и писателей названы нежелательными гостями форума.

Сегодня появился еще один «чёрный список» за его же подписью. На этот раз — по секции «Театр». Это не фэйк. Не могу позволить себе не замечать происходящего. Это первая причина.

2

Я не вижу возможности выступать под «шапкой» Министерства культуры, организации, которая своим демонстративным невмешательством одобряет нахождение под арестом моих друзей и коллег по работе — К. Серебренникова, С. Апфельбаум и А. Малобродского.

3

Всем участникам секции «Цирк и Уличный театр», моим друзьям Славе Полунину, Йопу Малдеру, Джону Килби, Г. Чертоку (они получат копию на английском), которых знаю много лет, а также Наташе Табачниковой, организатору этого мероприятия — я приношу свои извинения и надеюсь на понимание.

Также и зрителям — они получат информацию о возникновении (точнее — о возрождении) уличного театра в России другим образом. Либо на открытой моей лекции в Петербурге, либо в сетях. Сообщу заранее.

Снимите, пожалуйста, мое имя с афиши секции «Цирк и уличный Театр» в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Антон Адасинский

театр DEREVO


ТАСС/Валерий Шарифулин

Владимир Аристархов

Фальшивка ли эти документы? Это возможная вещь, ни один нормальный чиновник не станет так подставляться. Но дело в том, что первый заместитель министра Аристархов необычный чиновник. Он пришёл в министерство со стороны, он человек идеологизированный, не боящийся острых ситуаций. Его высказывания по поводу фестиваля «Золотая маска», полемика с Константином Райкиным были не на грани фола — они далеко её перешли. Аристархов бьётся за то, во что он верит, и последствия его не пугают. Он святее Папы Римского — возможно, у него есть своя политика. Возможно, его подставили недовольные неумеренной активностью первого заместителя министра коллеги.

Какова вероятность того, что это подлинник? Скорее всего, можно определить её процентов в пятьдесят, списав появление документов на аппаратную неловкость и агрессивность первого заместителя министра.

Тексты приведённых в документе С экспертиз пугают больше списков документа В, они очень напоминают определения «дегенеративного искусства» в Германии тридцатых годов. Вот, к примеру, следующее:


Васильев Анатолий Александрович (№ 75 в таблице в файле)

Р. 1942 г.

Российский театральный режиссер, создатель и руководитель Школы драматического искусства (с 1987 г.). В апреле 2006 года Васильев был уволен с поста художественного директора театра приказом комитета по культуре г. Москва по причине плохого выполнения распоряжений мэра. В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а в июле 2007 года подал заявление о прекращении сотрудничества со Школой драматического искусства. В настоящее время живет и работает во Франции.

Значительную часть творческой деятельности режиссёра составляют авангардные эксперименты и радикальные интерпретации литературных произведений, направленные на деконструкцию традиций отечественного театрального искусства и традиционных российских ценностей. Склонен к формам искусства, формирующим депрессивную модель мировосприятия.

Видео: постановка А. Васильева «Шесть персонажей в поисках автора» (ШДИ, 2001)

На 6:19 мин. пошловатые телодвижения актеров, изображающие гомосексуальные отношения; с 1.35 мин. розыгрыш полового акта...

«Медея-материал» (Х. Мюллер)

Женщина выкрикивает какие-то малопонятные звуки, потом начинает раздеваться, раздевается и продолжает выкрикивать...


Анатолий Васильев, вообще-то, крупнейший русский режиссёр, классик, мэтр, человек на грани гениальности. «Шесть персонажей в поисках автора» — легендарный спектакль, совершенно сделанный, филигранный по форме, с выдающимися актёрскими работами. «Медея-материал» — тоже выдающаяся работа.

Возможна ли такая экспертиза? Увы, да. Специалисты НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва часто выпекают для министерства нечто подобное.

А возможна ли такая фальшивка? Ещё как — времена нынче непростые.

Тут важнее другое: политика нынешнего Министерства культуры такова, что легко можно поверить в подлинность этих документов.

И это совершенно ужасно.


самое читаемое
Другие новости
Top