Для побега из Латвии пришлось разработать маршруты и отвлечь внимание латвийских правоохранителей, рассказал NEWS.ru заведующий отделом стран Прибалтики в Институте стран СНГ Руслан Панкратов, бежавший из балтийской республики в Россию. По его словам, он изображал «хомячка», который смирился со своей судьбой.

Я решил бежать и готовился к этому полгода, разрабатывая маршруты. Я узнал, какая техника используется для охраны границ, график перемещения патрулей, каковы правила задержания, что грозит в этом случае. Поскольку вся моя квартира была нашпигована звукозаписывающей аппаратурой, для организации побега нужно было увести следивших за мной людей по ложному пути. Я изображал сломавшегося домашнего хомячка, который смирился со своей судьбой, — заявил Панкратов.

Он признался, что начал вслух говорить о своих планах и сомнениях: отказаться от идеи совершить побег или «уходить» в Эстонию или Белоруссию. О его фактическом переходе границы, по словам Панкратова, латвийские правоохранители узнали только через неделю после этого.

Беженец рассказал, что в его отношении в Латвии возбудили три уголовных дела: за «оправдание геноцида и военных преступлений», за «разжигание межнациональной розни» и за нарушение санкций во время выступлений для российских СМИ. По его мнению, обвинения по всем трем статьям «недоказуемы», однако его документы были аннулированы латвийскими властями, чтобы «нормально жить» было невозможно.

Ранее временный поверенный в делах РФ в Латвии Дмитрий Касаткин заявил, что свыше 20 тысяч латвийцев в последнее время заинтересовались возможностью переезда в Россию. По его информации, этот механизм реализуется представительством российского МВД в Риге. Несколькими годами ранее спрос на переезд исчислялся несколькими тысячами.