Почти треть регионов России показывают низкую согласованность целей развития с муниципалитетами. Но хуже всех оказались только пять, свидетельствуют результаты рейтинга регионов и муниципалитетов, который разработали в Сбербанке. Наличие противоречий не всегда плохо, это путь к успешному развитию, убеждены эксперты.
Пермский край, Чеченская Республика, Еврейская автономная область, Ингушетия и Самарская область — эти пять регионов оказались самыми несогласованными по целям развития со своими муниципалитетами. К такому выводу пришли эксперты Сбербанка, разработавшие рейтинг регионов и муниципалитетов. Он представлен в презентации президента-предправления Сбербанка Германа Грефа, с которой ознакомился News.ru.
Мера согласованности целей — это смысловая близость целей региона и муниципалитета, выраженная в процентах, поясняется в презентации. У каждого из пяти перечисленных регионов процент согласованности целей оказался ниже 43%.
В пятёрку лидеров по этому показателю попали Ростовская, Курская и Калужская области, а также Кабардино-Балкария и Республика Хакасия. В них смысловая близость целей региона и муниципалитетов превышает 71%. Средняя же согласованность региональных и муниципальных целей варьируется от 50 до 70%.
Например, в Пензенской области. Там средняя согласованность целей муниципалитетов и региона составляет 60,06%. В Сбербанке область оценивают как «хороший» регион. «Среднюю» оценку дают Курганской области, где согласованность целей муниципалитетов в среднем равняется 54,37%.
Зачастую интересы региональных и муниципальных властей не совпадают, а бывает и так, что они диаметрально противоположны, подтверждает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. Например, регион заинтересован тратить деньги на развитие сельских районов, а столица хотела бы направить расходы на городское развитие. Здесь есть противоречие, которое заложено в работу региональных и муниципальных властей изначально и это нормально — наличие противоречий — это путь к успеху.
Если муниципалитеты позволяют себе независимость, то это позитивный показатель, убеждён эксперт — это здоровая рабочая ситуация, которая показывает, что попытки «задавить» местное управление не всегда увенчаются успехом.
Однако лучше, когда действия регионов и муниципалитетов согласованы, продолжает Калачёв. Это тот идеал, к которому надо стремиться. Но и тут важны пределы: если муниципалитет станет полностью зависимым от региона, то местные власти и люди станут безвольны, а развитие на местах должно зависеть от жителей района.
Одна из проблем России в том, что местное самоуправление, когда начинает ориентироваться на интересы населения, становится объектом давления, потому что власти любят лояльных, а не профессиональных и самодостаточных. Но если строить всю систему управления по вертикали, то Россия никогда не станет конкурентоспособной страной, предупреждает Константин Калачёв.