Новый нефтеперерабатывающий завод STAR, представленный в турецком Измире президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, стал самым большим подобным предприятием в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. На завод мощностью 10 млн тонн в год будет поставляться и российское чёрное золото — «Роснефть» поставит 1 млн тонн нефти Urals. Насколько важным для всего Средиземноморья оказался данный проект — выяснял News.ru.
Серьёзная значимость
Как пояснил порталу валютный стратег TeleTrade Александр Егоров, для России значимость этого объекта определяется достигнутыми договорённостями об обязательных поставках российской сырой нефти.
«Участие президентов России, Турции и Азербайджана в процессе достижения всего комплекса соглашений и присутствие на церемонии открытия Алиева и Эрдогана говорит о высокой важности данного проекта для экономик всех участвующих стран», — отмечает Егоров.
По его мнению, срок окупаемости инвестиций, скорее всего, устраивает участников проекта, но нельзя сбрасывать со счетов и политическую значимость этого НПЗ, особенно для Турции, которая всё больше заявляет о себе как о крупном энергетическом хабе в средиземноморском бассейне.
Ильхам Алиев на церемонии открытия завода рассказал, что стоимость проекта оценивается в $6,3 млрд, а в будущем будет дополнительно инвестировано ещё $700 млн. Всего же в полуостров Алиага, на котором расположены STAR и нефтехимический комплекс Petkim, Азербайджаном было направлено порядка $10 млрд.
Летом 2014 года был подписан договор между SOCAR Turkey Enerji и 23 кредитными организациями о финансировании строительства завода. Объём привлечённых инвестиций превысил $3,2 млрд.
Предприятие не только обеспечит сырьём комплекс Petkim, но предоставит возможность SOCAR выйти на рынок Средиземноморья со своим дизельным топливом, керосином и продукцией для химической промышленности.
Кроме того, как сообщили агентству Trend в Министерстве энергетики и природных ресурсов Турции, ввод в эксплуатацию завода позволит Анкаре ежегодно экономить $1,5 млрд. Предприятие способно обеспечить 25% потребностей Турции в нефтепродуктах.
Фундамент STAR был заложен SOCAR Turkey Enerji 25 октября 2011 года в Измире. Генподрядчиком по строительству выступил альянс компаний Tecnicas Reunidas SA, Saipem SpA, GS Engineering & Construction Corp и Itochu.
Стабильные договорённости
Что касается упомянутого президентами Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным контракта SOCAR Trading и «Роснефти» на Девятом Азербайджано-Российском межрегиональном форуме в Баку, то договором предусмотрена обязательная поставка 1 млн тонн российской нефти Urals на турецкий завод.
SOCAR Trading и «Роснефть» 1 сентября заключили соглашение об обязательных поставках российской сырой нефти на НПЗ STAR.
Владимир Путин и Ильхам Алиев на форуме в Баку в сентябре отмечали значимость деятельности компании SOCAR. Кроме того, Владимир Путин заявлял, что «Роснефть» совместно с SOCAR приступят к разработке и освоению азербайджанского месторождения нефти Гошадаш.
Азербайджан и Турция являются стратегическими партнёрами России. Кроме того, для Баку Анкара и Москва — крупнейшие торговые партнёры.
«Открытие совместного НПЗ усилит торговые отношения двух стран. Проект SOCAR — крупнейший инвестиционный проект иностранных государств в Турции», — отметил старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
Эксперт подчеркнул, что это важное событие для Турции, являющейся нетто-импортёром дизельного топлива. Строительство НПЗ позволит снизить импорт дизельного топлива на 40%, а сжиженного газа — на 70%. Традиционный срок окупаемости подобных проектов составляет около десяти лет, считает Ткачук.
Экономический рост
Аналитик консультационного центра «Митчелдин» Денис Друшляк констатирует, что НПЗ — это крупные объекты, которые обеспечивают экономический прирост региона, где они находятся. Специфика их такова, что работа производится с определёнными видами сырья, поэтому создание линий по переработке российского и азербайджанского сырья предполагает закрепление на годы вперёд поставок углеводородов из этих стран.
«Сырьё из Азербайджана и России предполагает определённые особенности по обработке, поэтому передача НПЗ в руки турецких специалистов не означает, что постпродажное обслуживание будет закрыто», — сказал Друшляк.
Новый НПЗ на территории Турции позволит ей повысить экономический уровень страны, где нехватка продуктов переработки нефти и газа, а также электричества не позволяет совершить рывок в развитии.
Сеть АЗС, логистика, обслуживание НПЗ, системы безопасности и хранения — всё вместе и по отдельности дают приток валюты, необходимой для развития отечественной экономики, подчёркивает эксперт.
Нефтяная переориентация
Развитие собственной сети НПЗ позволяет обеспечить продуктами обработки углеводородов регионы страны, а также повысить маржинальность ресурсов, добываемых на территории республики. Конечно, открытие ещё одного или нескольких НПЗ в России позволит снизить цены на топливо и другую продукцию на десятки процентов, но такой поворот снижает доходы остальных.
Друшляк отмечает, что переориентация России на продажу нефтепродуктов вместо нефти потребует серьёзных затрат, на которые нефтяное лобби пойти не готово, а государство не может лишиться в момент даже части доходов из этой отрасли. Создание сети НПЗ в пограничных регионах и продажа нефтепродуктов увеличат доходы в среднесрочной перспективе, но переоборудование имеющихся мощностей — это проект масштаба нескольких Олимпиад, а окупаемость будет происходить в течение долгих лет, поэтому ни государство, ни бизнес не готовы сейчас к изменению текущего статуса-кво.
«К сожалению, только более глубокий кризис и гарантированный спрос на нефтепродукты в более крупных объёмах заставят сделать переход от продажи ресурсов к продаже продукции из них», — сказал Друшляк.
Давнее партнёрство
По мнению эксперта Международного финансового центра Гайдара Гасанова, общий объём инвестиций SOCAR в Турцию к 2020 году может достигнуть $19,5 млрд.
«НПЗ STAR — это, пожалуй, самая крупная инвестиция Азербайджана за рубежом. Ожидаемый доход от данных инвестиций составляет порядка $500 млн в год», — считает Гасанов.
Это не единственный совместный проект Азербайджана и Турции. Были такие проекты, как создание нефте- и газопроводов Баку — Тбилиси — Джейхан, Баку — Тбилиси — Эрзурум, Трансанатолийского газопровода (TANAP), Южного газового коридора, железной дороги Баку — Тбилиси — Карс.
Взгляд в будущее Европы и США
Созданный НПЗ принесёт пользу для Турции, но что же будет с остальными НПЗ в глобальном смысле в ближайшем будущем? И кто останется главным игроком к 2021 году на мировой арене?
«Поскольку каждый пятый нефтеперерабатывающий завод, как ожидается, прекратит свою деятельность в течение следующих пяти лет, выбор правильной операционной модели и уровень интеграции будут иметь решающее значение для выживания и устойчивой рентабельности», — говорит Гасанов.
В течение следующих десяти лет операторы на каждом из трёх нефтеперерабатывающих заводов в Северной Америке и Западной Европе должны будут пересмотреть свои рабочие модели и то, как они интегрируются в цепочки создания стоимости. В противном случае они будут стремиться идти в ногу с меняющимися мировыми рынками и конкурировать с улучшением глобальных стандартов в области переработки.
К 2021 году нефтеперерабатывающие заводы, сообщает Гасанов, будут нуждаться в реструктуризации, стратегическом изменении своих активов или выходе из рынка. Ожидается, что в Северной Америке и Западной Европе текущая тенденция закрытия нефтеперерабатывающих заводов продолжится, причём в течение следующих пяти лет один из пяти активов по переработке будет вытеснен из рынка.
Между тем бум спроса в Азии и на Ближнем Востоке приведёт к существенным изменениям в структурах потенциала и партнёрства. За последние несколько лет маржа нефтеперерабатывающих заводов в развитых странах значительно снизилась. Переработчикам не удалось извлечь выгоду из недавних высоких рыночных цен на рафинированные масла, которые были вызваны главным образом местными налоговыми режимами и ростом цен на сырьё.
Как отмечает Гасанов, дальнейшее такое давление может затруднить будущие инвестиции. Что касается спроса, потребление нефти продолжает расти на развивающихся рынках и падать (или оставаться статичным) в развитых странах. В результате за последнее десятилетие было построено, а также значительно модернизировано более половины нефтеперерабатывающих заводов в Азии, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
«Страны — экспортёры нефти реагируют по-разному относительно тех или иных стран-импортёров. Китай и Ближний Восток, особенно национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, строят больше нефтеперерабатывающих заводов. Ближневосточные экспортные НПЗ ведут переговоры с нисходящими интегрированными игроками или специализированными розничными торговцами в Азии для обеспечения доступа к рынкам в контексте будущих изменений спроса и предложения», — сообщил эксперт.
Российское правительство продолжает вмешиваться в поддержку экспорта мазута, при этом субсидирование нефтеперерабатывающей промышленности стимулирует инвестиции в модернизацию активов. Между тем восточноевропейские нефтеперерабатывающие заводы сосредоточены на удовлетворении потребностей местного рынка, при этом местные правительства обеспечивают существующие рыночные позиции.