Новый нефтеперерабатывающий завод STAR, представленный в турецком Измире президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, стал самым большим подобным предприятием в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. На завод мощностью 10 млн тонн в год будет поставляться и российское чёрное золото — «Роснефть» поставит 1 млн тонн нефти Urals. Насколько важным для всего Средиземноморья оказался данный проект — выяснял News.ru.

Серьёзная значимость

Как пояснил порталу валютный стратег TeleTrade Александр Егоров, для России значимость этого объекта определяется достигнутыми договорённостями об обязательных поставках российской сырой нефти.

«Участие президентов России, Турции и Азербайджана в процессе достижения всего комплекса соглашений и присутствие на церемонии открытия Алиева и Эрдогана говорит о высокой важности данного проекта для экономик всех участвующих стран», — отмечает Егоров.

По его мнению, срок окупаемости инвестиций, скорее всего, устраивает участников проекта, но нельзя сбрасывать со счетов и политическую значимость этого НПЗ, особенно для Турции, которая всё больше заявляет о себе как о крупном энергетическом хабе в средиземноморском бассейне.

Ильхам Алиев на церемонии открытия завода рассказал, что стоимость проекта оценивается в $6,3 млрд, а в будущем будет дополнительно инвестировано ещё $700 млн. Всего же в полуостров Алиага, на котором расположены STAR и нефтехимический комплекс Petkim, Азербайджаном было направлено порядка $10 млрд.

Летом 2014 года был подписан договор между SOCAR Turkey Enerji и 23 кредитными организациями о финансировании строительства завода. Объём привлечённых инвестиций превысил $3,2 млрд.

Предприятие не только обеспечит сырьём комплекс Petkim, но предоставит возможность SOCAR выйти на рынок Средиземноморья со своим дизельным топливом, керосином и продукцией для химической промышленности.

Кроме того, как сообщили агентству Trend в Министерстве энергетики и природных ресурсов Турции, ввод в эксплуатацию завода позволит Анкаре ежегодно экономить $1,5 млрд. Предприятие способно обеспечить 25% потребностей Турции в нефтепродуктах.

Фундамент STAR был заложен SOCAR Turkey Enerji 25 октября 2011 года в Измире. Генподрядчиком по строительству выступил альянс компаний Tecnicas Reunidas SA, Saipem SpA, GS Engineering & Construction Corp и Itochu.

Стабильные договорённости

Что касается упомянутого президентами Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным контракта SOCAR Trading и «Роснефти» на Девятом Азербайджано-Российском межрегиональном форуме в Баку, то договором предусмотрена обязательная поставка 1 млн тонн российской нефти Urals на турецкий завод.

SOCAR Trading и «Роснефть» 1 сентября заключили соглашение об обязательных поставках российской сырой нефти на НПЗ STAR.

Владимир Путин и Ильхам Алиев на форуме в Баку в сентябре отмечали значимость деятельности компании SOCAR. Кроме того, Владимир Путин заявлял, что «Роснефть» совместно с SOCAR приступят к разработке и освоению азербайджанского месторождения нефти Гошадаш.

Ильхам Алиев и Владимир ПутинФото: Алексей Дружинин/ТАССИльхам Алиев и Владимир Путин

Азербайджан и Турция являются стратегическими партнёрами России. Кроме того, для Баку Анкара и Москва — крупнейшие торговые партнёры.

«Открытие совместного НПЗ усилит торговые отношения двух стран. Проект SOCAR — крупнейший инвестиционный проект иностранных государств в Турции», — отметил старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.

Эксперт подчеркнул, что это важное событие для Турции, являющейся нетто-импортёром дизельного топлива. Строительство НПЗ позволит снизить импорт дизельного топлива на 40%, а сжиженного газа — на 70%. Традиционный срок окупаемости подобных проектов составляет около десяти лет, считает Ткачук.

Экономический рост

Аналитик консультационного центра «Митчелдин» Денис Друшляк констатирует, что НПЗ — это крупные объекты, которые обеспечивают экономический прирост региона, где они находятся. Специфика их такова, что работа производится с определёнными видами сырья, поэтому создание линий по переработке российского и азербайджанского сырья предполагает закрепление на годы вперёд поставок углеводородов из этих стран.

«Сырьё из Азербайджана и России предполагает определённые особенности по обработке, поэтому передача НПЗ в руки турецких специалистов не означает, что постпродажное обслуживание будет закрыто», — сказал Друшляк.

Новый НПЗ на территории Турции позволит ей повысить экономический уровень страны, где нехватка продуктов переработки нефти и газа, а также электричества не позволяет совершить рывок в развитии.

Сеть АЗС, логистика, обслуживание НПЗ, системы безопасности и хранения — всё вместе и по отдельности дают приток валюты, необходимой для развития отечественной экономики, подчёркивает эксперт.

Нефтяная переориентация

Развитие собственной сети НПЗ позволяет обеспечить продуктами обработки углеводородов регионы страны, а также повысить маржинальность ресурсов, добываемых на территории республики. Конечно, открытие ещё одного или нескольких НПЗ в России позволит снизить цены на топливо и другую продукцию на десятки процентов, но такой поворот снижает доходы остальных.

Президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев и председатель правления ОАО НК Роснефть Игорь СечинФото: Михаил Метцель/ТАССПрезидент SOCAR Ровнаг Абдуллаев и председатель правления ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин

Друшляк отмечает, что переориентация России на продажу нефтепродуктов вместо нефти потребует серьёзных затрат, на которые нефтяное лобби пойти не готово, а государство не может лишиться в момент даже части доходов из этой отрасли. Создание сети НПЗ в пограничных регионах и продажа нефтепродуктов увеличат доходы в среднесрочной перспективе, но переоборудование имеющихся мощностей — это проект масштаба нескольких Олимпиад, а окупаемость будет происходить в течение долгих лет, поэтому ни государство, ни бизнес не готовы сейчас к изменению текущего статуса-кво.

«К сожалению, только более глубокий кризис и гарантированный спрос на нефтепродукты в более крупных объёмах заставят сделать переход от продажи ресурсов к продаже продукции из них», — сказал Друшляк.

Давнее партнёрство

По мнению эксперта Международного финансового центра Гайдара Гасанова, общий объём инвестиций SOCAR в Турцию к 2020 году может достигнуть $19,5 млрд.

«НПЗ STAR — это, пожалуй, самая крупная инвестиция Азербайджана за рубежом. Ожидаемый доход от данных инвестиций составляет порядка $500 млн в год», — считает Гасанов.

Это не единственный совместный проект Азербайджана и Турции. Были такие проекты, как создание нефте- и газопроводов Баку — Тбилиси — Джейхан, Баку — Тбилиси — Эрзурум, Трансанатолийского газопровода (TANAP), Южного газового коридора, железной дороги Баку — Тбилиси — Карс.

Взгляд в будущее Европы и США

Созданный НПЗ принесёт пользу для Турции, но что же будет с остальными НПЗ в глобальном смысле в ближайшем будущем? И кто останется главным игроком к 2021 году на мировой арене?

«Поскольку каждый пятый нефтеперерабатывающий завод, как ожидается, прекратит свою деятельность в течение следующих пяти лет, выбор правильной операционной модели и уровень интеграции будут иметь решающее значение для выживания и устойчивой рентабельности», — говорит Гасанов.

В течение следующих десяти лет операторы на каждом из трёх нефтеперерабатывающих заводов в Северной Америке и Западной Европе должны будут пересмотреть свои рабочие модели и то, как они интегрируются в цепочки создания стоимости. В противном случае они будут стремиться идти в ногу с меняющимися мировыми рынками и конкурировать с улучшением глобальных стандартов в области переработки.

К 2021 году нефтеперерабатывающие заводы, сообщает Гасанов, будут нуждаться в реструктуризации, стратегическом изменении своих активов или выходе из рынка. Ожидается, что в Северной Америке и Западной Европе текущая тенденция закрытия нефтеперерабатывающих заводов продолжится, причём в течение следующих пяти лет один из пяти активов по переработке будет вытеснен из рынка.

Между тем бум спроса в Азии и на Ближнем Востоке приведёт к существенным изменениям в структурах потенциала и партнёрства. За последние несколько лет маржа нефтеперерабатывающих заводов в развитых странах значительно снизилась. Переработчикам не удалось извлечь выгоду из недавних высоких рыночных цен на рафинированные масла, которые были вызваны главным образом местными налоговыми режимами и ростом цен на сырьё.

Как отмечает Гасанов, дальнейшее такое давление может затруднить будущие инвестиции. Что касается спроса, потребление нефти продолжает расти на развивающихся рынках и падать (или оставаться статичным) в развитых странах. В результате за последнее десятилетие было построено, а также значительно модернизировано более половины нефтеперерабатывающих заводов в Азии, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

«Страны — экспортёры нефти реагируют по-разному относительно тех или иных стран-импортёров. Китай и Ближний Восток, особенно национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, строят больше нефтеперерабатывающих заводов. Ближневосточные экспортные НПЗ ведут переговоры с нисходящими интегрированными игроками или специализированными розничными торговцами в Азии для обеспечения доступа к рынкам в контексте будущих изменений спроса и предложения», — сообщил эксперт.

Российское правительство продолжает вмешиваться в поддержку экспорта мазута, при этом субсидирование нефтеперерабатывающей промышленности стимулирует инвестиции в модернизацию активов. Между тем восточноевропейские нефтеперерабатывающие заводы сосредоточены на удовлетворении потребностей местного рынка, при этом местные правительства обеспечивают существующие рыночные позиции.